Коверканье речи у детей — процесс естественный и до какого-то момента самовыправляющийся. Однако признаки того, что точно надо идти к логопеду, лучше выявить заранее. И сводить ребенка к специалисту.

До какого возраста можно «коверкать» слова?

Логопеды утверждают, что до четырех с половиной  пяти лет. Далее могут возникнуть сложности при письме и чтении.

До указанного возраста у ребенка формируется звуковой строй речи и малыш пробует различные варианты звукопроизношения. Если речь не сформировалась правильно до этого времени, необходимо обращаться к врачу.

Ранние признаки нарушения развития речи

Есть несколько признаков, на которые стоит обратить внимание. Например, не различение звуков, а их «взаимозаменение». Классический случай  «сапка» вместо «шапки», но при этом «шобака» вместо «собаки». На такую особенность в речи надо обращать внимание уже в два-три года.

К трем-четырем годам ребенку надо бы слышать слоги в слове, передавать хотя бы их количество. Если этого не происходи  надо определить, насколько дитя улавливает ритм слова, для этого надо обратиться к специалисту.

Речь в нос не очень хороший признак, который иногда связан с аденоидами, а иногда — с неправильной циркуляцией воздуха во время речи, т.е. сильного выдыхания через рот во время произнесения слов. Это тоже нужно обсуждать уже с логопедом.

Определяют нарушение развития речи и с более раннего возраста.

Существует схема того, что указывает на отклонение от нормы:

  • К году ребенок не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
  • К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
  • К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы – «принеси из комнаты машинку». Ребенок молчит или его словарь составляет не более 10-ти слов.
  • К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
  • Ребенку больше 6 лет, и он не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
  • Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).

Нельзя также забывать, что развитие каждого ребенка  индивидуально, и не обязательно соответствует жестким стандартам. Поэтому не волнуйтесь, но о логопеде не забывайте  это именно те случаи, когда стоит обратиться. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только исправлять и ставить звуки, но и стимулировать появление речи у не говорящих детей.

Побольше общайтесь с малышом, занимайтесь с ним зарядкой, танцами, плаваньем. Помогает развитию речи массаж пальчиков, игрушки с крупой внутри  все, что связано с мелкой моторикой.

Как найти хорошего логопеда?

Бесплатную логопедическую помощь можно получить в поликлинике, также логопеды работают в детских садах и школах. Но, во-первых, не везде и не всегда, а во-вторых, с серьезными логопедическими проблемами вашему ребенку необходимы отдельные занятия.

Можно попробовать обратиться в центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции и логопедические центры.

При первой встрече с логопедом нужно поинтересоваться его дипломом и стажем работы. Также необходимо выяснить работал ли врач с такими же случаями как ваш, и насколько была продуктивна работа. 

Стоимость занятий варьируется. Надо учитывать, что с дошкольником продолжительность занятия – полчаса, с более взрослым ребенком 45–60 минут. Час занятий обычно стоит около тысячи рублей. Стоимость, как и всегда  не показатель качества.

Важно, чтобы врач нравился вашему ребенку, чтобы он ему доверял, иначе, на положительный эффект вряд ли можно будет рассчитывать.