Знать невербальный язык дорожного общения на дороге необходимо. Такой способ общения улучшает взаимопонимание водителей и, как следствие, снижает риск неприятных последствий – он поможет избежать не только штрафа, но и ДТП.

Условные знаки используются водителями повсеместно, но знаки, принятые в Москве могут отличаться от знаков, употребляемых на дорогах других регионов РФ, в странах бывшего Союза, не говоря уж о Европе и прочем зарубежье.

Ниже в статье перечислены наиболее распространенные условные знаки на дорогах Москвы. Многие из этих знаков могут использоваться и в других регионах.

Знаки благодарности

Считается вежливым поблагодарить водителя, уступившего вам дорогу,  предупредившего об опасности или совершившего какой-либо другой маневр, облегчающий вам движение.

В Европе «аварийку» включают, когда въезжают в пробку или впереди наблюдается внезапное затруднение движения. Это делается для того, чтобы едущие позади автомобили сбавляли скорость заранее.

В зависимости от положения машины на трассе, благодарность выражается либо миганием, - однократным включением, - «аварийки» (если машина находится сзади), либо выставленной ладонью левой руки (если машина едет по встречной полосе). Это - общепринятые жесты благодарности в любых ситуациях.

Также моргание «аварийкой» может использоваться для извинения.

Если вам уступили дорогу, предупредили, да и вообще повели себя вежливо, обязательно поблагодарите водителя описанными выше условными знаками благодарности. 

Условные знаки световыми приборами

Однократное мигание дальним светом от машин, едущих по встречной полосе, означает опасность (авария и пр.). Двукратное мигание дальним – предупреждение о том, что впереди пост или инспектор ДПС. Лучше сбавить скорость и ехать осторожнее.

Бывает, что сотрудники ГИБДД, если заметят, останавливают автомобилистов, предупреждающих встречные машины о постах дорожной полиции. Но, по сути, предъявить обвинений и выписать штрафов они не могут.

Просьба уступить дорогу, обозначенное миганием дальним светом «в спину», весьма часто используется на территории бывшего Союза. В Европе в таких случаях приято включать сигнал левого поворота.

Едущий за вами автомобиль сигналит дальним светом – настойчивая просьба уступить дорогу. В таких случаях рекомендуется освободить левую полосу и перестроиться в правый ряд, а если это затруднительно, включите правый поворотник, чтобы спешащий водитель знал, что вы уступите ему дорогу при первой возможности. 

Одиночный короткий сигнал дальним светом фар говорит о том, что – вас пропускают. Также он может быть просто попыткой другого водителя обратить на себя ваше внимание. Иногда такой условный знак может быть ответом на требование уступить дорогу. Чтобы не запутать автомобилиста, готового вас пропустить, покажите направление своего движения жестом руки.

Дальний свет ночью – водитель, едущий по «встречке» сообщает, что свет фар вашего автомобиля его ослепляет. То же самое может означать «длинный» дальний свет.

Если вы едете с включенным дальним светом, а вас кто-то обгоняет или опережает, дождитесь, пока ваши машины поравняются и переключите свет на ближний, чтобы не ослепить водителя через зеркало.

Если во время движения произошла поломка и нужно съехать на обочину, будет не только вежливым, но и безопасным включение «аварийки» на ходу, до начала маневра и торможения. Таким образом, водители машин, едущих сзади, заблаговременно узнают, что у вас что-то случилось, и вы будете снижать скорость. Если этого не сделать, может случиться ДТП – вам «въедут в зад».

Если у движущейся спереди машины (обычно этот знак используют дальнобойщики и водители автобусов) постоянно включен левый поворотник, вас предостерегают от обгона. Впереди опасный участок дороги, который вы не видите из-за большой машины. Особенно это опасно в условиях плохой видимости. Если в конце концов загорелся правый поворот – опасность миновала и можно обгонять.

В случае, когда обогнавшая вас машина включила правый поворотник, нужно остановиться. Её водитель видит то, что не видите вы и это, скорее всего, опасно.

Помните, когда вы едете или везете кого-то на буксире, обе машины обязаны включить «аварийку», как это и предписано Правилами дорожного движения.

Условные знаки звуковыми сигналами 

Короткий гудок, в зависимости от ситуации, может означать приветствие, благодарность или быть аналогом «пожалуйста», если вы благодарили миганием аварийной лампы.

Длинный гудок может предупреждать об опасности или выражать недовольство водителя.

Знаки гудками могут идти в сочетании со световыми знаками. Так, длинный гудок одновременно с морганием дальним светом от встречной машины значит, что нужно остановиться: опасность.

Одиночный длинный сигнал дальним светом «в спину», сопровождаемый гудком, означает требование немедленно пропустить – довольно грубый условный знак.

Вообще-то, звуковой сигнал по правилам можно использовать только для предотвращения аварийной ситуации. Поэтому злоупотреблять им и «забибикивать» окружающих не стоит. 

Бывают ситуации, когда всю информацию нельзя передать с помощью световых или звуковых сигналов, а также когда такой «обмен репликами» неуместен, например, при общении с пешеходами или в пробке. В этих случаях используется жестикуляция. 

Условные знаки руками

Хлопок ладонью по воздуху говорит о том, что багажник машины открыт.

Жест, описывающий круг в воздухе и последующее указание вниз значит, что одно из колес спущено.

Из едущей рядом машины показывают рукой на обочину? Остановитесь, у машины обнаружилась неисправность, которую можно заметить только снаружи.

Не каждый пешеход может понять, что вы притормаживаете и готовы его пропустить, поэтому махните рукой в окно, чтобы показать, что он может идти спокойно.

Плавное движение ладонью сверху вниз – вас просят притормозить.

Ладонь поднята и все пальцы растопырены – предупреждение об опасности аналог мигания дальним светом от встречных машин. Извещает об опасности или посте ДПС.

Кукиш – показывается водителям грузовых машин (фуры, «Газели» и пр.), и сообщает о том, что между задними колесами грузовика застрял булыжник.

Условные сигналы дальнобойщиков 

Большие габариты фуры не позволяют видеть машине, идущей позади, что происходит впереди фуры. Учитывая это, дальнобойщики используют свои условные сигналы. 

Сигнал левым поворотником означает, что впереди встречное движение, обгон опасен.

Сигнал правым поворотником – говорит, что встречное движение отсутствует и есть возможность для обгона.

В условиях плохой видимости и ночью фуре, если она обгоняет, принято помогать световыми сигналами, т.к. водитель фуры не всегда видит, закончен ли обгон. После того, как фура проехала, мигните ей дальним светом, этот знак покажет, что фура может перестраиваться в прежнюю полосу и вас не заденет.