Многие россияне даже не подозревают, что бракованную, часто ломающуюся машину можно вернуть дилеру, причем не только получив ее полную стоимость, но и отсудив изрядный моральный ущерб.

Что служит основанием для возврата машины?

В отличие от одежды и многих других потребительских товаров, вернуть машину, которая просто «не понравилась», нельзя даже через час после покупки. Согласно закону «О защите прав потребителей», автомобиль относится к технически сложным товарам, вернуть которые можно лишь в случае их неисправности.

В течение первых 15 дней основание для возврата может служить любая, лаже самая незначительная поломка – разумеется, если она произошла не по вашей вине. А вот дальше дело обстоит несколько сложнее: оснований для возврата может быть всего три.

Согласно статье 18 закона «О защите прав потребителя», по истечении 15-дневного срока вернуть технически сложный товар можнов одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом
 сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
 

Разберем эти основания подробнее.

1. «Существенным» считается недостаток, который невозможно устранить или его устранение стоит очень дорого в сравнении с ценой самого автомобиля. Разумеется, дилер будет всячески убеждать сначала вас, а потом – судью, что недостаток вашего авто – как раз «несущественный». Переубедить судью поможет независимая экспертиза, которая оценит саму возможность ремонта и его стоимость.

2. На устранение недостатка товара закон дает 45 дней. Если дилер не смог починить ваше авто в течение этого срока, он не имеет права отказываться от возврата вам полной стоимости авто. Никакие отговорки: отсутствие нужных деталей, болезнь мастера, землетрясение – не помогут. Для того, чтобы салон не мухлевал, в день первого обращения в сервис обязательно подайте письменную претензию в двух экземплярах: один вручите дилеру, а на втором потребуйте поставить отметку о дате получения. Иначе наряд на ремонт могут оформить тем числом, которое выгодно дилеру, и получится, что машина была в на ремонте не 3 месяца, а всего сутки. Если же сервис отказывается принять претензию, ее нужно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Если в течение гарантийного года машина не могла эксплуатироваться из-за поломок более 30 дней. В такой ситуации также необходимо документально фиксировать сроки каждого ремонта – даже самого короткого.

Как должен был действовать честный дилер?

Во всех трех вышеописанных случаях у дилера или автопроизводителя есть возможность не доводить дело до выплаты гигантских штрафов и неустоек. Для этого ему нужно в семидневный срок с момента получения законного требования о возврате автомобиля предоставить новое авто, или же в течение 10 дней вернуть ваши деньги.

Если же дилер отказывается вернуть полную стоимость автомобиля, или же заменить его на аналогичный – вы имеете все основания для обращения в суд.

Сколько денег можно взыскать через суд?

В исковом заявлении можете потребовать выплатить вам не уплаченную вами стоимость авто, а нынешнюю рыночную цену аналогичной новой модели. В условиях инфляции это – очень важный момент. При этом если цена вашей модели снизилась (например, из-за выхода новой модификации), вы имеете право получить назад все свои деньги.

Кроме того, можно потребовать выплатить вам стоимость установленного у дилера допоборудования. Купленная вами страховка, пошлина за постановку на учет и даже уплаченные проценты по автокредиту также подлежат возмещению.

В дополнении к этому вам должна быть выплачена неустойка за весь срок, в течение которого дилер или импортер не выполнял ваших законных требований о возврате автомобиля. Согласно статье 23 закона «О защите прав потребителя», неустойка выплачивается «в размере одного процента цены товара» за каждый день просрочки, но не более 100% от цены товара. Таким образом, всего трех с небольшим месяцев просрочки достаточно, чтобы иметь основания потребовать возврата двойной цены машины.

Если вы покупали авто для работы – например, в такси – включите в иск требование о компенсации упущенной выгоды. Эта сумма рассчитывается исходя из того, сколько денег вы могли бы заработать с момента покупки авто. Упущенную выгоду можно потребовать и в том случае, если вы отправились путешествовать на авто, оно сломалось, и вы потеряли деньги, уплаченные за путевку.

Ну и разумеется, вы имеете право получить компенсацию морального ущерба. Это требование вам придется обосновать. Опишите, как вы рисковали во время поездок на сломанном авто, или как мучились ваши родные, передвигаясь в общественном транспорте, пока машина была в ремонте. Словом, проявите фантазию!

Что же касается суммы морального ущерба – просите как можно больше. Суд всегда присуждает раз в десять меньше чем просят, и если вы попросите разумную сумму – рискуете получить и вовсе копейки.

Кроме всего вышеперечисленного, если суд встанет на вашу сторону, с ответчика будет взыскан штраф за то, что ваше законное требование не было удовлетворено в досудебном порядке, а это — еще 50% сверху к сумме иска. Раньше такой штраф выплачивался в пользу государства, но сейчас его также перечислят вам или же поделят между вам и и общественной организацией по защите прав потребителей, если вы прибегали к ее помощи.

Судебные издержки, и в частности гонорар адвоката, также взыскиваются с ответчика.

Нужна ли экспертиза?

Экспертиза нужна в случае возникновения спора. Согласно статье 18 закона «О защите прав потребителя», «в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет… Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».

Если же вы не доверяете экспертизе продавца – попросите судью назначить судебную экспертизу. Поскольку в этом случае в экспертном заключении указывается, что эксперт предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний, заключение судебной экспертизы считаются более веским доказательством, чем заключение внесудебной.

Нужен ли адвокат?

Грамотные и уверенные в себе потребители действуют самостоятельно, чтобы не делиться выигранной суммой. В конце концов, закон «О защите прав потребителей» не так уж сложен для понимания.

Однако консультанты общественных организаций по защите прав потребителей говорят, что проигрыш в суде чаще всего связан как раз с самодеятельностью истца. В каждом конкретном случае нужны разные доказательства вашей правоты, и разобраться во всех этих хитросплетениях может только юрист, который на них специализируется.

При этом нанимать адвоката вовсе не обязательно: ваши интересы в суде могут представлять юристы общественных организаций по защите прав потребителя. За это с ними придется поделиться половиной штрафа – а он, как мы уже писали выше, составляет 50% отр стоимости авто.

Суд проиграли, что делать?

Посоветоваться с юристов – стоит ли подавать апелляцию в суд следующей инстанции. Если юрист считает, что у вас достаточно доказательств вашей правоты – шанс есть. А вот если он вас отговаривает – лучше не тратить время зря.

Как взыскать деньги?

На получение присужденной суммы могут уйти долгие месяцы. Судебные приставы в России никуда не торопятся, ответчик, ясное дело, тоже. Однако есть и обходной путь – надежный, но почему-то малоизвестный. Получив в суде исполнительные листы, обратитесь непосредственно в банк вашего дилера. В этом случае вы получите присужденную сумму буквально за несколько дней.