Многие автолюбители не придают значения выбору шин для своей машины — ездит, и ладно. Между тем, от правильного выбора резины зависит не только ваш комфорт, но и безопасность. В этой статье — краткая справка о том, как не ошибиться с выбором зимней и летней резины для вашего автомобиля, и что значат все эти непонятные обозначения на покрышке.

Как читать обозначения на шинах 

На борту каждой покрышки можно найти множество обозначений — от почти всем понятной размерности до индекса износостойкости и зашифрованной даты выпуска резины. Вот основные обозначения, на которые необходимо обращать внимание при выборе резины для своего автомобиля: 

  1. Размер: например, 225/45 R17 — это ширина шины в миллиметрах/профиль шины (расстояние от внешней до внутренней окружности при взгляде на шину сбоку) в процентах от ширины/диаметр колёсного диска, для которого предназначена шина в дюймах (посадочный диаметр). От размера зависит, удастся ли в принципе одеть шину на диски вашего автомобиля, а если и удастся, то поместится ли колесо в арку. Чтобы не ошибиться, приобретайте шины той размерности (или одной из них), что указана в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  2. 94V — индексы нагрузки (грузоподъёмности) и скорости. Например, в данном случае индекс означает, что максимальная нагрузка на одну шину составляет 670 кг (такому значению соответствует индекс 94), а максимальная скорость движения на таких покрышках — 240 км/ч (индекс V).
  3. Rotation — стрелкой указано направление вращения шины при её правильной установке.
  4. Inside/Outside — внутренняя/внешняя сторона шины, необходимо строго соблюдать при монтаже.
  5. 4709 — дата выпуска шины. Первые две цифры означают неделю выпуска, а вторые две цифры — год выпуска. В данном случае: 47 неделя 2009 года. Не следует приобретать шины, выпущенные более года назад.
  6. Treadwear — индекс износостойкости. Влияет непосредственно на то, как долго прослужит резина, чем он мягче — тем быстрее сотрутся шины. У гражданской резины обычно равен 280 и выше.
  7. Runflat — шины с такой маркировкой при проколе сохраняют способность к работе на колесе автомобиля при ограниченном пробеге с ограниченной скоростью (как правило, не более 80 км/ч).
  8. AT/MT — внедорожная резина для лёгкой/серьёзной грязи.

Общие рекомендации по установке шин на автомобиль 

  1. Не допускайте установки разных моделей и разных типов шин на разные колёса автомобиля — это влияет на безопасность и исправность узлов автомобиля.
  2. Наиболее критично — существенно разные типы шин (зимняя и летняя, шипованная и нешипованная) на двух колёсах одной оси. Такая эксплуатация запрещена законодательством РФ. Далее по степени критичности — существенно разные типы шин на разных осях автомобиля (например, спереди летние, сзади зимние шипованные).
  3. В случае если комплект шин имеет разную степень износа покрышек (обычно это случается попарно), то на ведущую ось нужно ставить более «свежую» пару.
  4. Большинство полноприводных автомобилей не допускает установки шин разных размерностей на разные оси — это чревато поломкой трансмиссии.
  5. Всегда меняйте шины в соответствии с сезоном: езда летом на шипованных шинах разрушает шины, разрушает асфальт и небезопасна из-за крайне низкого сцепления с дорогой; езда летом на нешипованных зимних шинах приводит к крайне быстрому истиранию такой зимней резины (она намного мягче летней) и небезопасна с точки зрения сцепления с дорогой, особенно при нагреве (при прохождении быстрых поворотов, сильных торможениях); езда зимой на летних шинах крайне небезопасна из-за очень низкого сцепления шин с поверхностью.
  6. Следите за тем, чтобы на шиномонтаже правильно установили шины: стрелочка рядом со словом Rotate должна показывать в сторону вращения колеса при езде вперёд, а на боковине должно читаться слово Outside.
  7. Следите за давлением в шинах: его правильно значение обычно указано на табличке в проёме водительской двери и в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  8. Вовремя меняйте изношенные шины на новые. В соответствии с законодательством, непригодными к эксплуатации считаются летние шины легковых автомобилей с минимальной остаточной глубиной протектора в 1,6 мм и зимние шины (а также с маркировкой M+S) с остаточной глубиной протектора в 4 мм. Также запрещена эксплуатация шин при появлении на одной плоскости с поверхностью протектора индикатора износа (выступ на дне канавки) и при наличии в шине трещин и расслоений.
  9. Не приобретайте шины, выпущенные более года назад (для этого посмотрите на дату производства покрышки на её боковине).
  10. Старейтесь не использовать так называемые всесезонные шины — они не очень хороши ни зимой, ни летом.

Как выбрать летние шины

Для начала определитесь с размерностью. Для этого посмотрите на размер резины, установленной на автомобиль на заводе или загляните в руководство по эксплуатации. Если размерностей указано несколько, то если желаете большего комфорта, выбирайте шину с большим профилем, а для лучшей управляемости и устойчивости — с меньшим профилем. Если вы хотите установить на автомобиль более крупные колёса (например, 17 дюймов вместо 16), то для сохранения внешнего диаметра колеса придётся подобрать резину с более низким профилем. Для расчётов можно использовать многочисленные «шинные калькуляторы» в интернете.

Далее определитесь с условиями эксплуатации: если планируется частая езда по мокрым дорогам, то лучше выбрать дождевые модели, с большим количеством ламелей-канавок, которые отводят воду из пятна контакта. Если необходима обычная городская езда, то подойдёт малошумная резина с минимальным сопротивлением качению и высокой износостойкостью. Агрессивный стиль вождения потребует более жёсткой и шумной, а также менее износостойкой резины — все эти минусы оборачиваются в спортивных покрышках более точной управляемостью и лучшей цепкостью. Как правило, такие шины имеют минимум ламелей на поверхности протектора.

В соответствии с моделью автомобиля, условиями эксплуатации и стилем вождения выберите нагрузку и максимальную скорость шины и проверьте соответствие этих параметров вашим нуждам. Наконец, посмотрите на индекс износостойкости: если он меньше 280, то эта шина скорее относится к полуспортивным и спортивным, если больше, то к универсальным гражданским.

В данной статье мы не будем рекомендовать конкретные модели и производителей. Лишь несколько общих рекомендаций по тому, как ориентироваться во всём многообразии:

  • Как правило, принадлежность шины к линейке именитого производителя и её средняя цена среди себе подобных гарантирует минимально необходимый уровень качества.
  • Можно купить и доступные китайские шины, которые в последнее время приобретают популярность. Но останавливаться на Китае лучше тогда, когда вы точно знаете, зачем вам именно китайская шина (например, вы спортсмен-дрифтер или наверняка уверены в конкретной модели конкретного производителя).
  • Старайтесь проверить при выборе крепость и жёсткость боковины — помните её руками, сравните модели нескольких производителей. Чем боковина крепче, тем меньше шанс получить на дороге «грыжу».
  • У разных моделей шин может отличаться изначальная глубина протектора. При равном индексе износа дольше прослужат те, что имеют больше протектора.
  • Остановившись не нескольких примерно равных между собой моделях, не стесняйтесь делать выбор по красоте рисунка протектора — в отдельных случаях он может существенно украсить автомобиль.
  • Осторожно отнеситесь к приобретению шин редкой или снятой с производства модели или размерности — в дальнейшем при повреждении одной покрышки может быть непросто найти ей замену.

Как выбрать зимние шины 

Почти всё вышесказанное про летние шины актуально и в отношении зимних. Ниже — лишь особенности выбора шин именно для зимнего сезона. 

Главный вопрос: шипованные или нешипованные? Это зависит от предпочтений водителя и условий эксплуатации. Если взять две модели шин из числа лучших на рынке, одна с шипами, а вторая без, то первая будет лучше тормозить на льду, а вторая лучше работать на асфальте и меньше шуметь. Все остальные способности шипованных и нешипованных шин одного класса примерно одинаковы.

При выборе нешиповки стоит помнить, что она бывает двух типов: напоминающая протектором летнюю резину и предназначенная для мягкой европейской зимы и полноценная замена шипованным шинам, у которой нарезаны грубые крупные «шашки» глубокого протектора.