День жестянщика — пожалуй, каждый водитель знаком с началом зимнего авто сезона. Праздник начинается с началом холодов и первого снега. Неподготовленные или просто положившиеся на русский авось лихачи становятся настоящей головной болью для всех участников движения. Мы подготовили для вас несколько не самых очевидных секретов, которые помогут обойти опасности зимней дороги стороной.

Общая экипировка

На зимний период не забудьте про морозоустойчивую жидкость для омывателя, а также исправную светотехнику. Нелишним также будет обзавестись лопатой, щеткой, скребком, буксирным тросом, валенками, рукавицами и теплой курткой.

Зимняя резина

Чего точно не стоит делать — так это экономить на зимней резине. Специальные протекторы обеспечивают надежную связь с дорогой, чего летняя сделать не может.

Для зимней резины большая высота профиля — скорее плюс (если позволяет пространство под крылом). Связано это с тем, что зимой видимость серьезных препятствий на дороге и около неё (камни, бордюры, прочее) меньше, а значит риск повредить ими диск — выше. Компенсировать риски можно как раз большей высотой.

«Обкатка» важна не только машине — новой резине тоже нужно войти «в ритм». Обкатывать новую резину рекомендуется первые несколько сотен километров:

  • не тормозить резко без необходимости
  • ускоряться плавно
  • входить в повороты аккуратно

Важный параметр выбора — общий характер вашего традиционного движения, с учетом которого выбирается конкретная резина: более ли вам важна грузоподъемность или скоростные показатели.

Ловушки у остановок

Особое внимание следует уделять процессу остановки у — внимание! — автобусной остановки. Этот участок, впрочем, как и любое другое место, где часто притормаживает и трогается общественный транспорт (дело не в статусе, а в постоянстве), покрывается отлично раскатанным льдом: если притормаживать не плавно и аккуратно, то риск вылететь на обочину будет очень велик. 

Правила парковки

Забудьте о летних правилах парковки. Даже условия мегаполиса, где машины стараются притереться как можно ближе друг к другу, позволят адекватному человеку найти свободное место. Дело в том, что при узких промежутках между машинами, очень велика вероятность получить царапину. Достаточно одного неосторожного движения рулем — и лед доделает все остальное.

Не паркуйте машину в следующих местах:

  • Под крышами и навесами, с которых могут упасть сосульки или снег;
  • В оттаявших лужах, за ночь они замерзнут и выехать не удастся;
  • Напротив или поблизости от выездов, это создает помеху другим автомобилям и может привести к аварии;
  • На подъемах или спусках;
  • На углу крутого поворота.

Если вы оставляете автомобиль на ночь, прокатайте себе небольшую колею, поездив вперед и назад, перед тем как заглушить двигатель. Для уверенности можно возить с собой песок, чтобы посыпать участок скользкой дороги перед ведущими колесами.

Не препятствуйте парковкой общественному транспорту и помните о зимней спецтехнике, которая то и дело появляется на улицах города, чтобы случайно не припарковать машину на ее возможном маршруте.

Управление

Управлять на снегу и льду надо плавно. Речь идет и о руле, и о педалях. Инструктора советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения. Но это общая рекомендация, а когда утром вы садитесь в машину и обнаруживаете, что не только плавно ехать, но даже тронуться с места не получается, все советы как-то сразу забываются. Водитель газует, а машина, вместо того чтобы выезжать куда положено, соскальзывает вбок, где стоит еще одна машина.

Тут желательно вспомнить еще одно правило: газ при зимней езде должен быть минимальным. Запас тяги, который так приятно иметь летом, сейчас только мешает – колеса срываются в пробуксовку, и вся тяга уходит исключительно на шлифование ледовой корки на асфальте. Даже трогаться с места зимой иногда приходится на второй передаче (не зря же по этому принципу работают многие автоматические коробки, снабженные зимним режимом).

Экстренное торможение

В идеале — зимнее торможение вообще должно обходиться без одноименной педали. По возможности, тормозить лучше двигателем. Останавливайте машину, плавно сбрасывая газ и тормозя двигателем. Постарайтесь освоить ступенчатое торможение. 

Некоторых, понятное дело, и учить не надо — этот навык у них с рождения. Всем прочим мы горячо рекомендуем замеры собственного тормозного пути в начале каждой зимы. Пустая открытая парковка вполне подойдет: спорим, вы удивитесь, увидев как увеличился ваш тормозной путь уже на 40-50 км/ч. Представьте, каким он будет на стандартных для города 80!

Повороты

Зимой поворот – главная проблема, если вы не опытный гонщик. Самое главное - избежать заноса. Здесь могут сработать несколько важных советов. Если вы к повороту подъехали слишком быстро, машина просто перестает в него вписываться. От типа привода это совершенно не зависит – любой автомобиль в этом случае выносит наружу, что сопровождается неприятным скрипом колес. Именно по скрипу неопытные водители обычно и понимают, что не все гладко. Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция – закрутить руль сильнее. Получается еще хуже: передним колесам в такой ситуации еще сложнее восстановить сцепление с дорогой. Едва ли у кого-то это получится без тренировки, но в принципе правильный способ состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить газ, а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Передние колеса при отпускании газа нагружаются (машина делает клевок), а поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться. Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота.

Еще один летний лайфхак, который не работает зимой — езда по трамвайным путям. Первое колесо, которое коснется рельса, когда вы будете перестраиваться из своего ряда, может с легкостью соскользнуть, отправив вашу машину в резкий занос.

Передний привод

Благодаря прекрасной курсовой устойчивости переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем задний привод. Передние колеса тянут, задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти, за что зацепиться.

Все это так. Но бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем резко нажмет на тормоз, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. Поэтому газ сбрасывать нельзя, есть другие способы вернуть машине послушность.

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их к жизни - занос задней оси, который можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.

На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка поддернуть ручник, либо нежно наступить на педаль. Газ в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, вытягивая машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.