Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев изучил и прокомментировал грядущую реформу тарифов ОСАГО и объяснил, почему она будет осуществляться в несколько этапов. Сначала будут приняты изменения, для применения которых достаточно указания Банка России. Отрасль находится в кризисном состоянии, поэтому начинать принимать меры, которые приведут к справедливому тарифу, необходимо уже сейчас.

'Либерализация' ОСАГО

В обиходе автовладельцев с недавних пор появилось новое слово - «либерализация». Давайте разберемся в том, что это за процесс и как он повлияет на пользователей ОСАГО. В первую очередь (как ожидает РСА, к 31 августа этого года) будет изменен базовый тариф полиса (его границы расширятся на 20% вниз и 20% вверх), изменится система расчета КБМ и КВС.

Другие запланированные нововведения - более серьезные и требуют изменения законодательства. Поэтому они будут рассматриваться уже на втором этапе реформы (впрочем, он ожидается ближайшей осенью): вероятно, речь идет об отмене некоторых коэффициентов и их замене на собственные коэффициенты страховщиков, что даст им большую свободу в установлении тарифов. Так, может быть отменен территориальный коэффициент и установлен коэффициент для аварийного движения. Эти изменения отложены еще и для того, чтобы иметь возможность проанализировать, как страховщики справились с уже принятыми поправками: насколько стоимость полиса повысилась, насколько понизилась, изменилась ли средняя цена или осталась прежней.

На первом этапе у страховщиков не будет большой свободы, но появится возможность несколько поднять тариф в проблемных регионах и для проблемных клиентов. Безусловно, справедливый тариф предполагает, что для части владельцев, которые плохо эксплуатируют ТС или недостаточно опытны, тариф повысится. Но большую часть пользователей, которая их дотирует, наоборот ждет понижение. Сейчас же страховые вынуждены устанавливать в каждом регионе единый базовый тариф, хотя знают, что даже в токсичных регионах есть отдельные водители, которые не попадают в ДТП.

«Мы надеемся, что на втором этапе либерализации у страховщиков появится возможность подходить к тарифообразованию иначе, и роль будет играть не территориальный коэффициент, а индивидуальные данные страхователя. Хороший водитель с большим опытом, не нарушающий ПДД и не попадающий в ДТП, должен платить меньше и будет платить меньше. А молодой неопытный нарушитель ПДД – больше», - поделился Евгений Уфимцев.

Сегодня есть регионы, в которых тарифа не хватает, и страховые компании вынуждены компенсировать полученные убытки за счет не проблемных. Изменения позволят еще выше поднять тариф в токсичных регионах и дополнительно опустить в беспроблемных: жители Омской, Брянской или Пермской области не должны платить за жителей Ростова или Волгограда. Справедливый тариф станет своеобразным радаром для региональных властей: повышенный тариф наглядно покажет, где ситуация проблемная и где процветает мошенничество.

Однако либерализация, конечно, не в силах решить проблему мошенничества полностью. Для этого требуются некоторые законодательные меры. Так, основные надежды отрасль возлагает на появление финансового омбудсмена.  Главным источником дохода для недобросовестных посредников являются не сами страховые выплаты, а возможность получения штрафов, пенни, неустоек и возмещения дополнительных расходов. Внедрение финансового омбудсмена не позволит им зарабатывать на этом: штрафы, предусмотренные законом «О защите прав потребителей», получить в таком случае будет нельзя. «Это главная идея, которая должна быть реализована. Тогда и других серьезных изменений законодательства не потребуется», - подчеркнул Е. Уфимцев.

Проверка полисов при помощи камер на дорогах

Однако еще одну законодательную меру страховщики все же ждут. Речь идет о проверке полисов ОСАГО на дорогах при помощи камер. Это позволит значительно сократить количество водителей, ездящих без полисов, ведь в таком случае возможное разовое попадание на штраф может увеличиться до гарантированного ежедневного. При чем, коснется это и тех, кто ездит с поддельными полисами, тоже. «С технической стороны у нас все готово, проект начнем реализовывать в ближайшее время. Поэтому рекомендуем всем не только приобрести полис, но и убедиться, что он не поддельный - через сайт РСА или в своей страховой компании», - посоветовал спикер.

С 1 сентября текущего года Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД планирует начать проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД. Пилотный запуск системы стартует в Москве, так как для запуска проекта необходимы вложения не только со стороны ГИБДД и РСА, но и со стороны операторов местных властей. Москва - один из первых регионов РФ, который создает информационный хаб, с его помощью будут распределяться и передаваться данные между камерами и информационными системами РСА и ГИБДД. Планируется, что после устранения всех возможных сбоев и ошибок в Москве, система будет запущена в Татарстане, а затем распространится на все регионы РФ.

Планы проверять наличие ОСАГО с помощью камер существуют давно, но идея была технически сложно реализуема, однако с 17 мая 2018 года взаимодействие между РСА и ГИБДД было запущено. Проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа.

РСА предлагает, чтобы на первом этапе – в первые 3-4 месяца - автомобилистам без ОСАГО приходили не штрафы, а предупреждения об отсутствии полиса. Это нужно для окончательной отладки системы, чтобы автовладелец, которому «письмо счастья» пришло ошибочно, мог обратиться в свою страховую компанию и проверить корректность данных в системе. При этом ГИБДД настаивает, чтобы штрафы выписывались сразу, с первого дня запуска проекта. Проверить наличие и корректность данных полиса в системе РСА любой автомобилист может с помощью удобного сервиса на сайте союза.

Первоначально при обсуждении проекта с ГИБДД планировалось, что проверка наличия ОСАГО будет осуществляться только по тем автомобилям, которые камеры зафиксировали как нарушителей ПДД. Такая схема предлагалась из-за большого количества автомобилей на дорогах, например, в Москве их около 4 млн. Но затем нам совместно с ГИБДД удалось найти удобный механизм, который позволит сделать проверку не выборочной, а сплошной - проверяться будут абсолютно все машины, проехавшие под камерами.

РСА рассчитывает, что эта мера позволит бороться с поддельными полисами, количество которых ориентировочно оценивается в 10% от всех ТС, а также с сознательным нежеланием автовладельцев покупать ОСАГО. Если раньше продавцы поддельных полисов могли использовать аргумент, что штраф за отсутствие ОСАГО - всего 800 руб. (поддельный полис ОСАГО приравнивается к отсутствию ОСАГО, если не доказан умысел страхователя купить именно подделку), то сейчас ездить с фальшивым полисом становится экономически невыгодно. 800 рублей каждый день - это существенная сумма, даже если платить с 50%-ной скидкоq. Напомним, что средняя цена полиса ОСАГО в РФ сокращается, в январе-мае 2018 года она составила 5667 руб.

Планируется, что владельцу ТС, на которое в информационной системе отсутствует полис ОСАГО, будет выписываться один штраф в день - независимо от того, сколько камер в этот день зафиксировало данную машину. Кроме того, в Госдуме обсудят возможность автоматического списания со счетов водителей штрафов до 3000 руб. за нарушение ПДД. Инициатива делает процедуру взыскания штрафов с должников короче и проще для судебных приставов:

  • за 3 дня с момента получения информации о должнике от ГИБДД приставы составят уведомления о долге, отправят в банки запрос о счетах и средствах должника;
  • если за 2 дня нарушитель не погасил задолженность, банк спишет деньги автоматически;
  • если денег на счёте нет, приставы возбудят исполнительное производство.

В случае ошибочно выписанного штрафа автовладельцу следует обращаться в ГИБДД. Но при проверке жалобы ГИБДД все равно будет запрашивать данные в системе РСА, поэтому автовладельцам рекомендуется проверять свой полис с помощью сервиса РСА.

Вопрос стоит остро: 2017 год принес страховым компаниям около 15 млрд руб. убытков по ОСАГО. Но в случае, если указание ЦБ РФ вступит в силу к 31 августа этого года, отрасль может перестать быть убыточной уже к концу 2018-го. В резeльтате нововведений прогнозируется снижение убыточности до нуля и в дальнейшем поддержание этого результата. 

Электронные ПТС

На полтора года — до 1 ноября 2019 года — перенесли срок обязательного перехода на электронные ПТС взамен бумажных. Евразийская экономическая комиссия объяснила решение необходимостью для всех государств ЕАЭС завершить создание национальных систем электронных паспортов на автомобили.

Е-ПТС вводится взамен бумажных документов и будет содержать больше информации на автомобиль, в том числе сведения о ДТП, полисах ОСАГО и КАСКО, техобслуживании, пробеге и изменениях конструкции.

В России большинство автопроизводителей уже выдает ЭПТС.

Регистрация автомобилей

В ближайшее время Госдума планирует принять закон «О государственной регистрации транспортных средств». Согласно проекту, покупатели новых авто смогут регистрировать машины у официальных дилеров без посещения ГИБДД. Дилер, при выполнении ряда условий, будет попадать в спецреестр и получать статус специальной организации. Сотрудники автосалона будут проверять регистрационные данные на машину, передавать документы в ГИБДД, изготавливать номера и передавать весь комплект с ключами автовладельцу.

ГИБДД будет присваивать автомобилям только сочетание букв и цифр (государственный регистрационный номер), а государственный регистрационный знак (металлическая пластина с символами) автовладелец будет получать у изготовителя. Регистрация авто в салоне будет платной, тарифы определит ФАС.