С 1 октября 2013 года регистрировать право собственности на квартиры, дома, земельные участки можно с помощью сети Интернет. Такая возможность в России появилась впервые.

Регистрация прав собственности с помощью сети Интернет и портала госуслуг

Чтобы зарегистрировать свое право, потребуется отсканировать документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество, и заверить их усиленной электронной подписью. Последнее проще сделать владельцам универсальной электронной карты (УЭК), которая уже содержит электронную подпись (подробнее о цифровых подписях читайте в материале «Электронная подпись: как зарегистрировать и в каких случаях пользоваться?»).

Документы в электронном виде (отсканированные) передаются Росреестр с помощью электронной почты, или через Единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru). Для того, чтобы воспользоваться электронными услугами на портале, необходимо иметь там регистрацию. Подробнее о регистрации читайте в статье «Регистрация на порталах госуслуг».

С 1 октября 2013 на проведение кадастрового учета и регистрацию прав на недвижимость отведено не более 18 дней. Более того, эту процедуру в будущем планируется ускорить, и с 2018 года оформлять сделки с недвижимостью специалисты Росреестра будут в течение 7 дней.

Однако за самим свидетельством о праве собственности нужно будет все же лично (или через представителя) явиться в территориальное отделение Росреестра, т.е. документ оформляется только в бумажной форме.

Массово получать онлайн услугу по регистрации прав собственности граждане смогут в начале 2014 года. 

Документы, предоставляемые для государственной регистрации права онлайн

Пакет документов может различаться в зависимости от сделки и личных обстоятельств, таких как, например, наличие согласия супруга на сделку. Приводим типовой набор документов для подачи в Росреестр:

  • заявление;
  • удостоверение личности заявителя;
  • единый жилищный документ;
  • правоустанавливающие документы;
  • документы, выражающие суть сделки, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение или ограничение права.

Так как документы предоставляются в электронном виде заявителем — ведь лично присутствовать не нужно, — необходимость получения доверенности отпадает.

В соответствии со вступившими в силу поправками, заявители, подающие документы в электронном виде, освобождены от обязанности представлять в Росреестр квитанцию об оплате госпошлины. А владельцам загородной недвижимости не требуется предоставлять кадастровый паспорт. С 1 марта 2015 года для строящихся объектов достаточным документом будет выданное муниципалитетом разрешение на ввод в эксплуатацию либо разрешение на строительство. 

С видами сделок с недвижимостью в зависимости от типа объекта купли-продажи, а также с пакетом документов, в том или ином случае необходимым, вы можете ознакомиться в материалах «Как поставить на учет объект недвижимости», «Что нужно для выкупа земельного участка», «Как зарегистрировать покупку загородного участка», «Продажа квартиры по доверенности — стоит ли покупателю заключать договор или лучше отказаться от сделки?», «Покупаем таунхаус — на что обратить внимание?», «Продажа доли в квартире ― что нужно знать продавцу», «Договор купли-продажи квартиры – составление и важные нюансы», «Договора мены, обмена и купли продажи — в чем разница?», «Покупка унаследованной квартиры: риски и подводные камни».

Ответы на общие и частные, правовые и житейские вопросы о покупке жилья в России и за рубежом вы можете найти в разделе «Недвижимость».

— Редакция