Чудесная страна - Литва. Близко, чистенько, красиво, очень дешево и по-русски многие говорят. При этом - полноценный Евросоюз со всеми вытекающими отсюда визовыми последствиями. Если вы решили купить там квартиру - сделать это будет, пожалуй, проще, чем во многих других странах. Тем более, что иностранные граждане имеют право приобретать в Литве любые объекты недвижимости, кроме земельных участков.

Преимущества литовской недвижимости

1. Недвижимость в Литве - выгодное вложение: в последние два года ее стоимость выросла в полтора-два раза, и продолжает расти.

2. Вы можете сделать литовскую недвижимость одним из источников своего дохода: аренда коммерческой недвижимости в Литве сейчас пользуется высоким спросом, особенно среди туристов.

3. При покупке недвижимости вы получаете шенгенскую визу, которая позволяет далее свободно перемещаться по всей Европе. Кроме того, со временем можно получить вид на жительство в Литве.

4. Вам не придется платить большую сумму и тратить много времени на поездку для осмотра выбранной квартиры. Купейный билет на поезд до Вильнюса стоит около 5000 рублей. Поезд идет одну ночь. Так что вы вполне можете, выехав с Белорусского вокзала поздно вечером, провести полный день в Литве, и через сутки сесть на обратный поезд, который привезет вас в Москву на следующее утро.

Сколько стоит?

Разброс цен на недвижимость в Литве достаточно велик, но не чрезмерен. Так, квартира в новом доме повышенной комфортности стоит около 1600 евро за квадратный метр. Но есть варианты попроще и подешевле - около 500 евро за квадрат.

Какие нужны документы?

Большую часть документов лучше собрать заранее, чтобы не тратить на это время, когда подходящий вариант будет найден.

  1. Заграничный паспорт (срок действия не менее 1 года).
  2. Копия общегражданского российского паспорта.
  3. Копия свидетельства о рождении, нотариально заверенная - ваша и членов вашей семьи (супруги(а) и детей).
  4. Копия свидетельства о браке (разводе), если изменилась фамилия.

Если вы собираетесь провести сделку купли-продажи недвижимости удаленно, не выезжая в Литву, нужно оформить нотариальную доверенность на своего представителя. Если доверенность составляется в России, ее необходимо перевести на литовский язык и нотариально заверить перевод. При оформлении документа в Литве его не нужно дополнительно заверять.

Выбираем квартиру в Литве

Предварительно рассмотреть предложения на рынке недвижимости можно самостоятельно – для этого существуют различные печатные издания и интернет-сайты.

Иностранцам, не владеющим литовским языком и не знающим местного законодательства, лучше воспользоваться услугами риелторских агентств - как непосредственно литовских, так и российских, работающих с литовскими партнерами.

Покупатель и риелтор заключают агентский договор о поиске недвижимости. По вашему желанию агентство может организовать смотровой тур. Если в результате вы купите недвижимость, платить за осмотр объектов не придется. Если нет - риелторы могут потребовать компенсацию за свои расходы. Например, компенсацию расходов на бензин, когда поездки совершались на своем автомобиле.

Заключаем авансовый договор

После того как вы сделали свой выбор, заключается предварительный, или авансовый, договор между вами и продавцом. Он составляется в простой форме, можно - на русском языке. После заключения авансового договора продавец не имеет права продать недвижимость другому покупателю.

Этот документ оговаривает следующие нюансы:

  1. Сам факт того, что приобретается недвижимость.
  2. Реквизиты недвижимости. Указывать полный адрес не обязательно, достаточно уникального номера из регистра недвижимости.
  3. Размер задатка.
  4. Сроки осуществления сделки.
  5. Ответственность сторон, в том числе с учетом форс-мажорных обстоятельств.
  6. Реквизиты сторон.
  7. Возможные дополнительные условия (например, состояние квартиры).

Одновременно с подписанием авансового платежа вы вносите задаток. Его размер может достигать 10% от стоимости недвижимости. При срыве сделки по вине продавца аванс вернут полностью. Если вы откажетесь от сделки - задаток остается продавцу.

В течение 30 дней после открытия счета в зарубежном банке вы обязаны уведомить об этом российскую налоговую инспекцию (ст. 12, 28 ФЗ ''О валютном регулировании и валютном контроле"). Для этого в инспекции придется заполнить специальный формуляр. Это не пустая формальность: только получив штамп налоговой службы на уведомлении, вы сможете использовать зарубежный счет. 

Расчеты по сделке могут проводиться как наличными, так и банковским переводом. При оплате недвижимости наличными деньги сначала переводятся на открытый вами счет в Литве, а затем снимаются с него.

Условия открытия счета в разных банках - разные. В некоторых достаточно предъявить загранпаспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В других запросят дополнительные документы. Счет открывается бесплатно.

Сразу после внесения аванса проводится проверка недвижимости - то есть заказ так называемых «справок на продажу». Так оценивается юридическая чистота объекта. Заказать справки можно у нотариуса. Сделать это должен риэлтер или продавец. С 2012 года в Литве все нотариусы должны готовить документы для проведения купли-продажи в течение трех дней, в то время как ранее можно это занимало от 1 до 10 дней в зависимости от расторопности нотариуса.

Заключаем договор купли-продажи

Договор купли-продажи оформляется в нескольких экземплярах – по одному для всех совладельцев недвижимости, продавца и Registrų centras - государственного учреждения регистрации сделок с собственностью. По договоренности сторон договор можно составить либо на русском, либо на литовском, либо на обоих языках с идентичным текстом.

Сделка проводится у нотариуса, который гарантирует законность сделки и несет полную материальную ответственность за нее.

В договоре купли-продажи прописываются сведения об окончательном расчете по сделке - например, платите ли вы оставшуюся сумму единовременно или по частям. Остальные условия документа схожи с информацией в авансовом договоре.

После заверения договора у нотариуса недвижимость переходит в полную вашу собственность. Осталось только зарегистрировать сделку в Registrų centras.

Оформляем совместную собственность

1.  Супруг(а) и несовершеннолетние дети автоматически становятся совладельцами приобретаемой недвижимости, которая оформляется в общую семейную собственность. В этом случае при совершении сделки может присутствовать только один из супругов. Если вы хотите оформить недвижимость только на свое имя, необходимо представить письменное согласие на эту сделку вашего супруга, нотариально заверенное и переведенное на литовский язык.

2.  Совершеннолетние дети, родители и другие родственники не становятся совладельцами автоматически, но если вы хотите, чтобы они в будущем могли получить шенгенскую мультивизу, вам нужно сделать их совладельцами своей литовской недвижимости. В этом случае они должны лично присутствовать при оформлении совместной собственности. Также вы можете представить доверенность от их имени.

Платим деньги

Если покупка оплачивается наличными, то вы передаете деньги продавцу прямо у нотариуса, сразу после подписания договора. В договоре обязательно указывается, что сумма была внесена полностью.

При безналичном расчете вы можете в день подписания договора купли-продажи перевести деньги со своего литовского счета на счет продавца, открытый в том же банке. Также можно перевести деньги на счет продавца напрямую со своего иностранного счета, однако этот процесс может занять неделю и более. В качестве подтверждения перевода средств продавцу предъявляется квитанция о переводе денег.

Регистрируем сделку

Регистрация недвижимости на имя нового владельца проводится в Registrų centras. Обычно это входит в обязанности риэлтера. Процесс занимает около десяти дней. Если хотите, документы можно подать сразу после сделки, либо отложить регистрацию на любое другое время. Забрать готовые документы из Registrų centras также можно в любое удобное для вас время. Если вы находитесь не в Литве, риэлтер направит документы по почте.

Свидетельство о праве собственности раньше представляло собой отдельный документ. Сейчас система регистрации переведена в электронный вид, свидетельства в бумажном виде не выдаются, а выяснить право собственности можно в любой момент на сайте регистра. В качестве подтверждения права собственности на руках покупателя остается договор купли-продажи.

Сопутствующие расходы

Эти расходы ложатся на покупателя:

  1. Услуги нотариуса: 0,5% от суммы сделки.
  2. Справки на продажу»: обычно входят в общую сумму гонорара нотариуса, но в некоторых случаях требуют дополнительной оплаты в размере 100–150 евро.
  3. Пошлина в центре регистров за переход права собственности: до 35 евро на каждого владельца.

Комиссию агента - 1,5–3,5% (+ НДС 18%) оплачивает продавец.

Платежи по содержанию недвижимости

С 2012 года в Литве ввели налог элитную на недвижимость стоимостью от 1 миллиона литов (около 290 тысяч евро). Налог будет уплачиваться от стоимости недвижимости, превышающей 1 млн литов. Сумма налога - 1% в год.

Владельцы обычного жилья в Литве независимо от гражданства налог на недвижимость не платят.

Коммунальные платежи:

  • газ - 1,52 литов ( 45 евроцентов) за куб;
  • электричество - 0,45 литов ( 13 евроцентов) за киловатт;
  • центральное отопление - тариф зависит от региона. В среднем оплата за 50 кв.м. стоит около 60 евро в месяц;
  • вывоз мусора или уборка подъездов - от 1 до 5 евро в месяц;
  • содержание газопровода - от 2 до 8 евро в месяц.

Визовый режим и вид на жительство в Литве

Мультивиза

Покупка недвижимости позволяет получить шенгенскую мультивизу с «коридором пребывания» в стране до 90 дней в полугодие, в некоторых случаях – сразу на 180 дней в течение 360 дней.

1.    Загранпаспорт.

 2.    Заявление о выдаче визы, полностью заполненное и подписанное заявителем. Его форма отличается для шенгенских и национальных виз. Образцы документов представлены на сайте Посольства Литовской Республики в Москве.

 3.    Одну цветную матовую фотографию 3,5х4,5 см.

4.    Паспорт гражданина Российской Федерации и копии всех заполненных страниц.

5.    Страховой полис на период действия визы (при оформлении многократной визы – на период первой поездки). Минимальная сумма страхования составляет  30 тыс. евро на человека.

6.    Документы, подтверждающие цель поездки (приглашение от родственников, приглашение от компаний для бизнесменов и т. д.).

7.    Документы, относящиеся к размещению (бронь гостиницы).

8.    Свидетельство о финансовом обеспечении на время поездки из расчета 40 евро в день на человека (наличные, дорожные чеки или выписка с банковского счета, сделанная не более недели назад).

9.    При получении многократных долгосрочных виз владельцами недвижимости – документы о праве собственности.

Прием документов производится в консульских отделах Литвы при личном обращении заявителей. Исключением являются дети до 14 лет – их присутствие необязательно. Сбор за оформление долгосрочной визы - 60 евро.

Вид на жительство 

Основаниями для получения вида на жительство являются:

  1. Трудоустройство. В этом случае, помимо ВНЖ, требуется получить разрешение на работу.
  2. Ведение бизнеса. Размер уставного капитала должен быть не менее 50 тыс. литов (14,5 тыс. евро).
  3. Получение образования.
  4. Воссоединение семьи, а именно если в Литве проживает один или оба родителя – граждане Литвы; ребенок – гражданин Литвы; супруг/супруга – гражданин/гражданка Литвы или иностранец с правом постоянного проживания; нетрудоспособные родители заявителя.

Для оформления вида на жительство необходимо представить следующие документы:

  • ходатайство установленной формы (форма выдается в посольстве);
  • загранпаспорт;
  • документы, подтверждающие право иностранца на получение разрешения на временное проживание: разрешение на трудоустройство, свидетельство о заключении брака, документы об учреждении предприятия, документ о поступлении на учебу и др.;
  • документы о наличии достаточных средств для проживания в Литве (выписка с банковского счета, трудовой договор или личное обязательство человека, который будет содержать иностранца). Размер минимальной суммы на проживание в месяц равен размеру минимальной заработной платы, установленной на тот момент в Литве;
  • документ, подтверждающий место законного проживания в Литве (свидетельство о собственности, договор об аренде, согласие лица, у которого будет жить иностранец);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины за оформление документов 300 литов (87 евро).

После получения извещения, что вид на жительство будет выдан, иностранец обязан также представить страховой медицинский полис и оплатить пошлину 20 литов (6 евро) за выдачу разрешения на проживание.

Вид на жительство выдается на один год, затем продлевается в миграционной службе по месту проживания в Литве.

ПМЖ

Право на постоянное проживание можно получить после получения временных годовых разрешений в течение пяти лет подряд. Постоянное место жительства (ПМЖ) позволяет проживать на территории Литвы еще пять лет, затем продлевается. Документ, подтверждающий ваше право на ПМЖ представляет собой пластиковую карточку. Она выдается:

  1. иностранным гражданам, если они прибыли в Литву в качестве члена семьи гражданина Литвы (это условие выполняется, если гражданин Литвы декларировал свой отъезд из Литвы, проживание в другом государстве и возвращается в Литву для проживания с членом семьи – иностранцем);
  2. лицам до 18 лет, один или оба родителя которого являются гражданами Литвы или имеют право на постоянное проживание в этой стране;
  3. лицам, легально проживающим в Литве в течение предыдущих пяти лет с разрешением на временное проживание;
  4. лицам, имеющим литовское происхождение.

Для получения права на постоянное проживание необходимо представить следующие документы:

  • ходатайство в свободной форме;
  • заграничный паспорт;
  • литовский страховой медицинский полис;
  • документы, подтверждающие право на получение ПМЖ (например, свидетельство о заключении брака и справку о месте жительства супруга/супруги);
  • документы о финансовой состоятельности, подтверждающие, что у иностранца достаточно средств и/или он получает регулярные доходы, достаточные для проживания в Литве (в размере минимальной заработной платы на месяц);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины 150 литов ( евро43,5) за оформление документов.

Документы представляются в миграционную службу по месту проживания. Там же впоследствии продлевается право на проживание.