Под фразой "В жизни надо все попробовать" многие понимают такие вещи как: прыгнуть с крыши гаража, сделав в воздухе кульбит, или смешать "ментос" с кока-колой. К счастью, жизнь на этом не заканчивается. У каждого есть возможности, которые необходимо реализовывать, чтобы действительно многое уметь и быть интересным человеком. Можно научиться строчить на машинке, строгать, рисовать, танцевать, изучать языки. Плюс, интернет предлагает нам столько возможностей, что даже самый дотошный исследователь вряд ли бы взялся пересчитывать их.

Иногда навыки становятся нашей профессией, иногда отдушиной. Говорят, что у человека должно быть хобби. В таком случае он хоть сколько-нибудь разносторонняя личность, и с ним приятно общаться. Хобби – это необязательно вышивание крестиком, но и чтение, увлечение живописью, интерес к развитию технологий. "Скилы" необходимо "прокачивать". Так вы сможете узнать, что не стоите на месте, а двигаетесь вперед.

Навыки нужно не только совершенствовать, но и умножать. Некоторые ребята говорят: "Я не буду учиться вешать люстру. Если мне понадобиться эта услуга, я найму электрика, и дело с концом". Или: "Чинить водопровод – дело сантехника, я не буду этим заниматься". Почему эти люди решили, что у них будут деньги или время на того самого электрика или сантехника? Кроме того, обладать знаниями приятно. Их можно не просто грамотно применить, но и передать другим: друзьям или детям. Чувство, что твой дом – это твой труд, – необыкновенно приятное.

Одним из распространенных заблуждений является факт, что есть бесполезные знания или умения. Особенно на школьном уроке математики мы думаем, например: «И как мне поможет в будущем вычисление процента от числа? Я не собираюсь быть экономистом, я буду дизайнером». Не говоря о том, что это полезные знания для прогрессивного человека, так еще и все эти формулы – развитие логического мышления. Разве плохо держать мозги в тонусе вместо болотной каши в голове? Но мало получить знания, нужно знать, где и как их применить. Вот тогда знания становятся настоящим оружием, а не бесполезной «инфой».

Однако, мало все знать. Нужно не брезговать трудом. Ведь, как известно, именно он сделал из обезьяны человека. Физические нагрузки разгоняют кровь в нашем теле, что очень полезно для нервной системы и мозга. Нужно работать не только над пополнением базы знаний, но и над физикой. Недаром во многих залах физической культуры красуется надпись: «В здоровом теле – здоровый дух».

С 2014 года проходит чемпионат JuniorSkills, где школьники могут принять участие в 27 компетенциях, например: геномная инженерия, мультимедийная журналистика, мобильная робототехника, химический лабораторный анализ и другие. Ребята борются за звание чемпиона в своей области. Кроме этого, сертификат эксперта или наставника уже зарекомендовал себя в образовательных кругах, и считается почетным.

Также, есть соревнования для студентов – WorldSkills. Они насчитывают больше 80 компетенций, вот некоторые из них: полиграфическое искусство, ювелирное, ландшафтный дизайн, специальность официанта, пекаря, медицинского оптика. Победители этого соревнования проводят занимательные "туториалы" для московских школьников. Ценно то, что принять участие может каждый. Вы когда-нибудь думали о том, что сможете сами, не обладая достаточными навыками, попробовать себя, например, в искусстве звукорежиссуры или предпринимательства?

Навыки идут рука об руку с основным образованием. Необходимо развивать сразу обе области, в этом случае знания полезны, а усилия не напрасны. Московские школы добились определенного успеха в этом вопросе. Они вошли в число десяти мировых лидеров по критерию лучшего среднего образования, согласно оценке международного исследования Programme for International Student Assessment (PISA). Проверялись знания школьников 15-и лет в таких областях, как математика, естествознание  и чтение. Учащиеся более чем шести сотен московских школ, преимущественно девятиклассники, поучаствовали в тестировании. Показатели школ Москвы достаточно высоки, их можно соотнести с результатами лучших школ крупных городов Азии и Европы. Московские школьники показали отличные  результаты в исследовании благодаря широкому участию в олимпиадах. Связь школьного образования с дополнительным и профессиональным внесла вклад в итоги исследования.

В тему того, как дополнительное образование помогает основному, есть громкий пример русского ученого Дмитрия Менделеева. В школе он плохо учился и даже остался второгодкой. Однажды, в институте он умудрился получить двойки по всем предметам, исключение составила математика, хотя и по ней ему поставили тройку. Все изменилось на последних курсах, и Дмитрий Иванович окончил институт с золотой медалью (раньше заканчивали институты с медалями, в нагрузку к дипломам). Великий ученый увлекся своими хобби. Он полюбил облачать книги в переплет, мастерить рамки для портретов, и изготавливать чемоданы. В то время, в Петербурге и Москве Менделеева знали, как лучшего мастера чемоданных дел. Так дополнительные занятия помогли Дмитрию Менделееву развить разностороннее мышление и стать великим.

Московские школы повсеместно вводят профильные классы: "Медицинский", "Инженерный" и "Кадетский". Уже на школьной скамье можно начать осваивать будущую профессию, узнавать ее тонкости и, конечно, приобретать соответствующие навыки. То есть, к окончанию школы вы будете уметь применять полученные знания. Они и станут вашими "скилами". Недавно был поднят интересный вопрос о введении профильных экзаменов в профильные классы. И действительно, это бы значительно упростило процедуру поступления в университет. Плюс, «профильники» имели бы подтверждение своих знаний и умений. Это позволило бы уже после школы пойти, например, младшим медицинским работником, если речь о "Медицинском классе". Сама проверочная работа включала бы в себя намного больше, чем стандартное ЕГЭ по химии и биологии. Здесь учитывался бы узкий профиль и материал пройденной программы. Похоже, профильный экзамен был бы не лишним.

Если же к окончанию школы вы бы поняли, что медицинский профиль – это не ваша история, то вы бы как минимум умели оказывать первую помощь и хорошо разбирались в основах лечения элементарных болезней. Чем не полезный навык?

Замечено, что 50 лет назад человек выбирал свою сферу деятельности и работал в ней до конца трудовой карьеры. Современный же работник может за жизнь поменять 3–4 профессии, поэтому кто знает, какой навык пригодится вам в будущем?