Отношение к детям-инвалидам во всём мире выходит на новый уровень. Комфортная жизнь для детей с ОВЗ – одно из обязательных условий политики больших городов. Так уж повелось, что в российском обществе к инвалидам всегда относились «иначе». То есть «они не такие, как мы». Люди с особенностями развития, дефектами речи, физическими отклонениями вызывают как будто смущение здорового «наблюдателя». Это неправильное восприятие, привитое на генетическом уровне из-за многолетних ошибок инклюзивной политики на государственном уровне.

Неправильное, начиная с восприятия и заканчивая позицией «наблюдателя». Мы должны быть «участниками». Равноправными участниками жизни.

А была ли вообще инклюзивная политика? Почему в других странах уже многие годы инвалиды общаются, работают, развлекаются наравне со здоровыми соотечественниками. И как будто нет никаких преград. Ни коммуникативных, ни психологических, ни эстетических. За границей людей с ОВЗ воспринимают как абсолютно нормальных, равноправных во всех смыслах членов общества. Как удалось этого достичь?

2015 год

- Инклюзию обеспечивают 186 образовательных учреждений

- В столичных школах учатся 10, 8 тысяч детей с ОВЗ

- 214 детей-инвалидов набрали ≥63 балла ЕГЭ, пятеро стали призерами Всероссийской олимпиады школьников

Изначально созданы все условия для комфортной и удобной жизни людей с особенностями развития.

Создание «равного пространства для всех» – это необходимость. Осознание этой необходимости постепенно, но приходит и к нам. Жаль, что процесс этот начался только сейчас. Но он начался. В Москве последние годы особое внимание уделяется развитию инклюзивной инфраструктуры. И речь не только о пандусах в метро, рельефных дорожках и специальных опознавательных знаках.

Инклюзия требует большего. Мы должны с детства учиться правильному восприятию людей с инвалидностью. Мы должны сделать всё возможное, чтобы такие люди как можно меньше «замечали» свою инвалидность.

Инклюзивная среда в столице – это возможности для особенных детей в детских садах и школах. Это подушевое финансирование. Даже если один ребёнок с ОВЗ захочет пойти в обычную школу, директор обязан обеспечить его всеми необходимыми условиями. Условия для качественного образования людей с ОВЗ – это специальные компьютерные программы, онлайн-тренажёры, вспомогательные цифровые приборы и обучающие игрофикации.

К слову, Москва стала лидером среди российских городов по доступности инфраструктуры для граждан с ОВЗ. По данным председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, программа поддержки инвалидов «Доступная среда» признана низкоэффективной. Всего по итогам проверки исполнения бюджета-2015 на низкоэффективные госпрограммы потрачено 1,6 трлн рублей.

Однако даже если в вузах всё же стараются максимально создать условия для студентов с ограниченными возможностями, недружелюбность городской среды нередко перечеркивает все усилия.

— На сайте НИУ ВШЭ есть раздел для абитуриентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Ребята могут там подробно узнать, какие обучения и тренинги у нас есть для инвалидов. Куда обратиться за помощью в той или иной ситуации, — рассказала ученый секретарь НИУ ВШЭ Наталья Савельева. — У нас для преподавателей проводят обучающие тренинги, где рассказывают, как надо обучать студентов с ограниченными возможностями.

По словам Натальи Савельевой, как раз сейчас идет запись на курс по карьерному продвижению для людей с инвалидностью. Курс предусматривает не только стажировки, но и помощь в трудоустройстве.

— Мы широко и активно вовлекаемся в эту работу. У нас учатся около 200 студентов с инвалидностью. Среди них и слабовидящие, и слабослышащие, есть мальчик-колясочник, в этом году еще один поступил, — рассказала Наталья Савельева. — Но у нас есть проблема. У ВШЭ очень много зданий — 70. Среди них есть старые, которые еще не полностью оборудованы всем необходимым для такой категории студентов. В новых помещениях таких проблем нет.

По словам Савельевой, в самом университете учебный процесс организован и для слабовидящих, и для слабослышащих, есть учебные консультанты, есть сурдопереводчики. Но вот добраться до университета студенту-инвалиду порой очень непросто.

— Москва плохо приспособлена для инвалидов. У нас один студент-колясочник живет на «Студенческой», а учится на «Семеновской». Ему очень сложно было добираться. Поэтому сейчас мы оплачиваем ему такси, — сказала ученый секретарь ВШЭ. — Надо создавать условия, ребята должны учиться в хороших вузах, и среда не должна быть им в этом помехой.

2016 год

- По инклюзивным программам работают 316 образовательных учреждений, в них учатся 53 тысячи детей с ОВЗ

- В учебных организациях работают 600 специалистов по работе с детьми-инвалидами, 64 тысячи педагогов прошли инклюзивную подготовку

- 25 февраля в Москве открылась инклюзивная театральная школа

В московских школах также проходит серьезная работа по созданию доступной среды для детей с ОВЗ.

Например, школа №1574 особое внимание уделяет инклюзивному образованию. В том числе благодаря такому подходу, она занимает 39 место в рейтинге столичных школ. Руководство учебного заведения уверено, что совместное обучение однозначно идёт на пользу особенным детям.

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится общаться со своими сверстниками. Обретает навыки общения, социализации, получает поддержку. Видимый результат для школы – это когда дети-инвалиды переходят с одного образовательного уровня на следующий. Например, если в начальной школе ребенку требовалась помощь комиссии, то сейчас – нет. Или, если у ребенка есть возможность продолжить обучение, то он идет в вуз. Вот динамика развития», – отмечает заведующая инклюзивным направлением школы №1574 Людмила Ромашина.

Хочется верить, что тенденция перейдёт и в другие российские города. Правильные зарубежные установки стали маяком для нашей столицы. Будем надеяться, что Москва станет образцом для других регионов.

Каждая школа должна гарантировать эффективность образования детей с инвалидностью. В учебную программу могут входить как занятия в классе, так и дистанционные уроки. С особенными детьми должны работать тьюторы и психологи. Многие школы мира уже давно подключили к курсу обучения электронных «помощников».

Чтобы особенные дети общались со здоровыми сверстниками. Чтобы здоровые дети с малых лет учились толерантности. Чтобы не было разделения на «больных» и «здоровых».