Технические специальности снова в моде. Прогресс диктует новые знания, подходы, требования. Инженер нового времени не только знает, как собирать, где подкрутить и как всё это работает. Чтобы выдержать конкуренцию, современный специалист мыслит нестандартно, предлагает новое, стремится к большему. Востребованный инженер – это “технологический креатор”. Хорошо устроится тот, кто строит инновации, а не подстраивается под них.

Подростки, решившие стать техническими профи, идут в инженерный класс. Современное оборудование, городские мероприятия, конференции и главное – собственные проекты. Инженерный класс работает в связке “школа-вуз-предприятие”, чтобы сегодняшние школьники увидели, потрогали, поняли, что ждёт их завтра. И заявили о себе уже сейчас. О проекте “Инженерный класс в московской школе” поговорили со всеми заинтересованными.

Мнение школы

Лукашук Олеся Николаевна, директор школы №2107

Когда хорошо начать - не главное

В проекте «Инженерный класс в московской школе» мы участвуем второй год. Так сложилось, что первый год был для нас не очень удачным, даже боялись выбыть из проекта. Но это стало мощным стимулом, толчком к преобразованиям. Мы пересмотрели подходы к формированию класса, команды педагогов, начали тесно сотрудничать с предприятиями и ВУЗами, разработали рабочие программы по профильным дисциплинам. Результаты не заставили себя долго ждать.

Польза и риски

Преимущество по сравнению с традиционным для школы профильным образованием – это профессиональная реализация. Интеграция знаний с умениями и навыками формируют принципиально иную модель выпускника. О таких школьниках можно сказать – взрослеет на глазах.

Вместе с тем есть риски, которые я бы обозначила так: учитель – не инженер, а инженер – не учитель. Готовность учителя к такой деятельности не очевидна, так же, как не очевиден талант инженера к преподаванию. Поэтому нужно искать альтернативу. В нашем случае инженеры выступают в роли соавторов программ по профильным предметам и соруководителями научно-исследовательских проектов, руководителями кружковой деятельности.

Взаимополезный обмен

Как наладить взаимодействие с предприятием, чтобы это было не формальное, а эффективное партнерство? Необходимо формировать взаимный интерес.

Эту задачу мы решили с помощью инициативных родителей, среди которых оказались специалисты в инженерном деле. Благодаря родителям нашими партнерами по проекту стали более десяти организаций! Теперь наши школьники участвуют именно в исследовательских разработках предприятий.

По промежуточным результатам наши партнеры наградили школьников сертификатами, которые предоставляют право на услуги от предприятий: экспертно-аналитическое сопровождение проектов, консультационные услуги, содействие в публикациях РИНЦ (Российский индекс научного цитирования. – Ред.) и ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ. – Ред.). Вот это настоящий «взаимополезный обмен».

Главное - интерес

Учиться в проектном классе сложно, но интересно. Мы не ставим главной целью повысить успеваемость, первый период интенсивного обучения может показать и отрицательную динамику, для нас важно формирование интереса к инженерному делу и формирование предпрофессиональных навыков, которые помогут ребятам стать успешными.

О преференциях

Преимущество при поступлении, безусловно, есть. Победители и призеры конференции «Инженеры будущего» получают до 10 баллов дополнительно к совокупному результату ЕГЭ при поступлении в ВУЗ. А вот научно-исследовательская работа на базе предприятия, совместные научные статьи с научным руководителем по ведущим направлениям деятельности предприятия, уверена, не будут оставлены без внимания у будущего работодателя.

Мнение ВУЗа

Петров Вадим Леонидович, проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС»

Как это работает

НИТУ «МИСиС» присоединился к проекту «Инженерный класс в московской школе» в 2015 году. В настоящее время мы сотрудничаем с 35 школами и более 10 предприятиями. Процедура проста и прозрачна: определяем школы, на базе которых откроются инженерные классы, и вместе разрабатываем образовательную программу.

Инженерные классы – это не только специально оборудованные помещения, но и особая среда обучения, в которой вся Москва – образовательная территория. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для успешного обучения в университете.

Важная часть проекта - мероприятия на базе предприятий. Это позволяет учащимся освоить современные технологии. Именно те актуальные инструменты, с которыми в будущем они будут работать.

Особенности программы

В инженерных классах помимо “углубленных” математики, физики, информатики и химии школьники изучают курсы «Основы энергосбережения», «Наноматериалы», «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)», «Инжиниринг», «Материаловедение», «Инженерная графика», «Технический перевод», «Информационное моделирование объектов и процессов», «Химия и жизнь», «Физика в эксперименте», «Робототехника».

Мы разработали уникальный формат обучения, предполагающий систематическую проектную деятельность. Школьники также участвуют в Университетских субботах, Днях открытых дверей (в том числе и выездных), в проекте «Два дня в НИТУ «МИСиС».

МИСиС активно участвует в различных мероприятиях, как выезжая в школы города, так и предоставляя свою площадку. Например, наши преподаватели и работодатели примут участие в Межрайонном фестивале совета директоров «Наши общие возможности – наши общие достижения». Учащиеся, педагоги и родители познакомятся с представителями инженерных профессий, в ходе диалога у школьников сформируется «портрет современного инженера». Современный инженер должен ориентироваться в новых технологиях, владеть широким спектром компетенций, уметь решать уникальные задачи и принимать нестандартные решения.

Каждому своё

Работа с каждым учеником проходит по индивидуальному плану. Для этого школьники приезжают в лаборатории университета, посещают практические занятия и общаются со своим научным руководителем, выходят на экскурсии на предприятия.

Для педагогов в рамках трехсторонних договоров предусмотрены семинары, мастер-классы и повышение квалификации, как по инженерным курсам, так и по проектной деятельности.

Чему научили, то и получили

Яркий пример успешного сотрудничества НИТУ «МИСиС» со школами – привлечение талантливых учеников, нацеленных на инженерное образование. Среди них – Валерий Линьков, ученик выпускного инженерного класса школы №2107. Год назад он начал создавать программу «Компьютерная обработка видеоизображения оптического источника», которая анализирует входящие изображения, и выдает ответы на заданные вопросы: болен ли человек и как его лечить, возможно ли использовать материал как сверхпроводник, правильно ли собран Калашникова и т.п. По словам автора, сфера применения программы обширна: медицина, металлообработка, баллистические испытания.

Весной 2016 года школьник выступил со своим проектом на открытой научно-практической конференции «Инженеры будущего» и Днях науки НИТУ «МИСиС», а тезисы его работы попали в сборник лучших выступлений конференции. Теперь Валерий готовится к поступлению в НИТУ «МИСиС», где надеется продолжить свои научно-практические изыскания.

О преференциях

Инженерный класс не только помогает подготовиться к ЕГЭ и поступить в технический вуз, но дает возможность проявить себя в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадном движении, инженерном творчестве. При поступлении в МИСиС успешным выпускникам инженерных классов к результатам ЕГЭ будут добавлены баллы по результатам олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.

Стану-ка я инженером!

Зачастую выпускники идут в инженерные вузы, не понимая, в какую среду они попадают. Выпускники же инженерных классов четко представляют себе весь процесс. В инженерном классе школьникам могут не только рассказать, но и показать их перспективы, спроектировать индивидуальную траекторию достижения цели. Вместе с учителями школы и преподавателями университета школьники реализуют свои идеи и воплощают их в собственных проектах.

Мнение работодателя

Николашина Светлана Ленонидовна, руководитель департамента по управлению персоналом АО “Объединённая металлургическая компания”

Откуда и зачем мы здесь

Предложение принять участие в проекте поступило от нашего стратегического партнера – НИТУ «МИСиС». Мы уже много лет сотрудничаем в рамках программ трудоустройства, практик и стажировок. Поиск и поддержка талантливой молодежи – одна из приоритетных задач МИСиС и группы ОМК.

Курс на перспективу

Современный инженер должен быть вооружен не столько конкретными знаниями, сколько умением применять их на практике. Важная задача – еще во время учебы формировать навыки самоорганизации, саморазвития и самообучения. Работодатели большое внимание уделяют так называемым «надпрофессиональным компетенциям»: умению работать в команде, эффективно коммуницировать для достижения поставленных целей.

Подготовка таких специалистов – дело непростое, поэтому начинать нужно еще в школе. Инженерные классы – важный элемент профориентации школьников. Такое обучение способствует профессиональному становлению и успешной социализации. Ребята, окончившие инженерный класс будут более конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках труда.

Уникальность проекта

Инженер XXI века – это человек, который создает будущее. Современные технологии требуют от специалистов знания не только естественнонаучных и технических дисциплин. Для того, чтобы создавать инновационные решения, необходимо разбираться в истории, экономике, социологии, психологии, литературе и искусстве.

Активная творческая деятельность – ключевой момент на уроках информатики и технологии в инженерном классе. Именно в этом его уникальность.

Инженерная дружба и планы на будущее

Мы наблюдаем рост престижа инженерных специальностей. Этому немало способствуют образовательные проекты, в том числе «Инженерный класс в московской школе». Старшеклассники приобретают углубленные технические знания, совершенствуют навыки самостоятельной работы, развивают личностные качества. Их отношения с вузами превращаются в плодотворное взаимовыгодное сотрудничество, привлекательное и мотивирующее.

Наша компания сотрудничает со школами и вузами как в Москве, так и в регионах. Например, в прошлом году группа школьников посетила наше предприятие в г. Выксе Нижегородской области. Планируем в этом году проведение экскурсий, в том числе виртуальных. Мы приняли активное участие в первой научно-практической конференции «Инженеры будущего». В настоящее время совместно с НИТУ «МИСиС» и инженерными классами работаем по направлению «новое материаловедение». В будущем планируем запускать проекты по заданию предприятий и сопровождение талантливых школьников при участии Образовательного центра «Сириус».

Мнение родителя

Лисичкина Екатерина Олеговна, представитель НКО “Родительская общественность”

Наш выбор

Выбор инженерного класса был сделан моим ребёнком, конечно, осознанно. Первое от чего мы отталкивались – это интерес и способности. Сыну нравятся и гуманитарные, и технические предметы, но с появлением инженерного класса Егор сделал свой выбор в пользу нового проекта. Поскольку он человек серьёзный и ответственный и обосновал свой выбор, мы всей семьей поддержали его интерес. Сейчас Егор учится в выпускном классе.

Плюсы и минусы

Плюсы:

- больше возможностей на практике ознакомиться с азами инженерной профессии. Понять, какое именно направление лучше выбрать;

- участие в инженерных конференциях;

- углубленное изучение профильных предметов;

-целенаправленное и систематическое посещение ВУЗов инженерной направленности.

Минусы:

- жаль, что мы уже в 11 классе, и этот проект не начался раньше.

Инженерный класс как стимул и бонус

Участие в проекте – это серьёзный стимул для повышения успеваемости, ведь в классе учатся заинтересованные ребята, поэтому и с учебной программой нет проблем. А по профильным предметам успеваемость стала стабильно хорошей.

Конечно, на ЕГЭ ребятам никто не поможет, кроме самих себя. Но наша школа в рамках проекта «Инженерные классы» сотрудничает с МГТУ ГА и МАИ. ВУЗы дают возможность целевого набора - отличный бонус для ребят.

Выпускники участвуют в проектной деятельности: не только хранят свои работы, но и совершенствуют их. Мы надеемся, что это станет дополнительным плюсом при поступлении в высшее учебное заведение.

Мнение школьника

Охорзин Егор, учащийся инженерного класса школы №830

Инженерия привлекала меня с детства. Всегда нравилось что-то проектировать, конструировать, изобретать. Пока в планах поступать в МАИ и МЭИ, конечно, на инженерные факультеты.

Этот проект мне нравится. Гораздо интереснее изучать необходимые тебе профильные предметы, ведь мы создаем собственные проекты, отрабатываем технические знания на практике. В инженерном классе я на себе ощутил, что такое техническая специальность, что меня ожидает в будущем. Мечтаю стать хорошим, востребованным специалистом и думаю, что выбрал правильный путь.