Не бывает больных детей, бывают особенные. Они такие же, как и мы: со своими целями, мечтами и талантами. Как правильно поступить, чтобы ребёнок, которому всё даётся чуть сложнее, не опускал руки, поверил в себя, и осознал, что он не хуже других.

Стоит ли, оберегая от социальных «опасностей», лишать ребёнка общения со сверстниками? Какую программу обучения выбрать и чего стоит опасаться? Наконец, в каком направлении необходимо развиваться тем, кто в ответе за образование и развитие таких детей? Ведь и ребята с инвалидностью хотят поступить в вуз и получить достойную работу. Рассматриваем возможности столичного образования для детей с ОВЗ.

Школа-интернат и дистанционное обучение

Принципы обучения схожи.

  1. Ребёнок ходит в специализированное учебное заведение, в котором учатся исключительно ребята с особенностями развития. Здесь в тесном сотрудничестве работают учителя-предметники, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги и медицинские сотрудники.

  2. Ребёнок занимается исключительно на дому. Как правило, с ним так же занимаются специалисты медицинского профиля, только их, в отличие от условий интерната, родители нанимают в индивидуальном порядке.

И в первом, и во втором случае дети обучаются по особенной программе и в отрыве от обычных сверстников.

Инклюзивная среда

Ребёнок может посещать обычное образовательное учреждение. В программу обучения – в зависимости от степени и вида отклонения – могут входить как занятия в классе вместе с остальными детьми, так и дистанционные уроки. Условия обучения в каждой столичной школе должны обеспечивать эффективность образования детей с инвалидностью. В идеале.

Плюсы и минусы

С одной стороны, в интернате и в домашних условиях ребёнку уделяется должное внимание: вокруг профессионалы, которые знают, как правильно работать с особенными детьми.

С другой стороны, вопрос спорный, стоит ли полностью изолировать ребёнка от общения с обычными детьми. Ведь в компании здоровых одноклассников он скорее адаптируется в социуме. Более того, как показывает практика, дети с инвалидностью с удовольствием проводят время в коллективе обычных сверстников. Возможно, они не забудут о своей болезни, но общение со здоровыми детьми отвлекает и помогает раскрыть таланты и скрытые способности.

Оптимальным вариантом кажется обучение в обычном классе по программе инклюзивной среды. Тем более, что условия для такого обучения обязаны обеспечить. Другой вопрос, реализуется ли это обязательство каждой школой в действительности?

Ведь для того, чтобы гарантировать качественное инклюзивное образование, необходимо нанять тьюторов, психологов, установить пандусы, технику и специальные компьютерные программы для обучения инвалидов. К сожалению, далеко не в каждой школе такие условия есть.

Кстати. Финансирование школам выделяется на каждого ребёнка и ребенок с ОВЗ здесь не исключение. Если условия инклюзивной среды в школе отсутствуют, а в неё поступает ребёнок с ОВЗ, директор обязан установить пандусы, подъёмники и обеспечить ребёнка всем необходимым для обучения. Но, как правило, родители не рискуют отдавать ребёнка в учреждение, не приспособленное к инклюзивному образованию. Пусть даже пока не приспособленное.

Что выбрать?

Если есть возможность совместить обучение в обычном классе и дистанционное обучение, лучше так и сделать. В первую очередь, выбор учебной программы и способа её подачи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и степени его заболевания.

Особенный ребёнок может получить такое же образование, как и другие сверстники. Но для этого нужны соответствующие условия, в том числе и информационные технологии в помощь. Но технический прогресс шагнул далеко вперед. Электронные учебники и интерактивные доски – это уже вчерашний день. А ведь мы говорим об обеспечении качественного образования особенных детей.

Как когда-то электронные учебники стали неоценимым помощником в обучении ребят с ОВЗ, теперь в процесс должны включиться современные технические средства. Уже созданы множество специальных аппаратов, вспомогательных цифровых приборов, компьютерных программ и обучающих игрофикаций для инвалидов, которые активно используют многие школы мира. Пора и нам начать.

Слабослышащему ребёнку намного проще воспринимать информацию с помощью цифровых программ, использующих визуальную подачу материала. Учащимся с проблемами зрения кардинальным подспорьем станут инновационные лингафонные кабинеты и техника.

Что касается детей, которым в силу проблем со здоровьем, предметы академического профиля не по силам, они могут реализовать прикладные способности. Многие родители выбирают для ребёнка профильные классы. Получение технической квалификации гарантирует трудоустройство по соответствующему профилю, несмотря на особенности развития.

Кстати. Иногда ребёнку с ОВЗ, способному воспринимать информацию наравне со здоровыми детьми, приходится делать выбор в пользу технических специальностей, несмотря на способность и желание развиваться в другом направлении. Это происходит в силу каких-то семейных или финансовых обстоятельств, а также в связи с невозможностью отдать ребёнка в интернат. И это очередное свидетельство того, что школам необходимо активно внедрять новые технологии в учебный процесс.