Как можно учиться в Москве, постоянно проживая в далеком Новосибирске или вообще за границей?

В России, в связи с динамичным распространением Интернета, все большую популярность приобретает дистанционное образование.

Дистанционное обучение (e-learning, электронное обучение) – методика передачи студентам и школьникам материалов для изучения через Интернет и с помощью дистанционных образовательных технологий. Этот вид обучения предполагает в основном самостоятельную работу по освоению материала по изучаемым предметам без ежедневных посещений вуза или колледжа.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются такие технологии, которые реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу и ученику общаться на расстоянии (Приказ Минобрнауки РФ №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Смысл онлайн-образования в том, что учащийся, регулярно и вдумчиво выполняя практические задания, приобретает навыки, которые доводятся до автоматизма.

Дистанционное обучение возможно и в вузах, и в колледжах, и в школах. Также оно может быть скомбинировано с другими формами обучения. В соответствии со ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании», образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования.

Документы перед вступительными экзаменами (или тестами) подаются, как правило, очно, но бывают и заочные варианты. Вступительные испытания, в зависимости от вуза, можно сдавать очно или заочно.

Подав документы на отделение дистанционного обучения, можно учиться в московском вузе, живя при этом в Новосибирске.

В зависимости от программы электронного курса и правил учебного заведения в отношении своих дистанционных отделений, график посещения университета (института, колледжа и пр.) может быть различным. В некоторых вузах требуется ежемесячное посещение для общения с преподавателем, где-то – только во время сессий и защиты курсовых и других квалификационных работ, в некоторых учебных заведениях приняты онлайн тестирования, и посетить вуз нужно только для сдачи финальных экзаменов и защиты диплома. В каждом учебном заведении своя программа и своя регулярность визитов.

Вне зависимости от вузов, все дистанционные образовательные программы объединяет одно – предмет нужно изучать самостоятельно с помощью предоставленных материалов и рекомендаций преподавателя (тьютора). В этом дистанционная форма обучения похожа на заочную и экстернат.

В каждом образовательном учреждении, предоставляющем услуги дистанционного обучения, развита своя электронная среда обучения, которая облегчает студентам возможность обмениваться информацией, общаться с преподавателем, сдавать тесты и пр.

Самые распространенные формы общения с преподавателем и «сокурсниками» при дистанционном изучении предмета – чаты, форумы и телеконференции. Последние хорошо подходят для групповых занятий, дискуссий и коллективных работ.

Материалы для дистанционного обучения подготавливаются специально и отличаются от общего лекционного курса. Помимо теории в них присутствуют обязательные практические задания (например, составить обзор цен на рекламные услуги в газетах отдельного региона), чтобы лучше понять изучаемый предмет.

Дистанционное образование, подкрепленное дипломом, предлагается образовательными учреждениями на платной основе. Плата за семестр обычно гораздо ниже, чем плата за заочную форму обучения, и уж тем более ниже платы за очную.

По окончании дистанционного обучения выдается диплом государственного образца (если вуз имеет аккредитацию).

Если есть желание глубже изучить интересующий предмет, и нет цели получить диплом, то бесплатное дистанционное обучение вполне реально. Некоторые образовательные учреждения выкладывают на своих сайтах обучающие материалы в открытом доступе, поэтому расширять свой кругозор с их помощью весьма удобно.

Плюсы и минусы

Дистанционная форма обучения не для ленивых. Это не плюс и не минус. Дистанционное образование больше подходит для организованных людей, которые знают, чего хотят. Причем уровень самоорганизации и самодисциплины должен быть высок, ведь обычно такое обучение совмещается с работой, семейными заботами или, параллельно, с очным обучением.

Чтобы не выбросить деньги и время на ветер, перед выбором дистанционного обучения нужно определить, кто нужен: куратор или надсмотрщик. 

Электронное обучение отлично подходит как второе высшее образование, оно удобно для перевода с другой формы обучения (например в связи с семейными обстоятельствами) и в качестве возобновления обучения, прерванного ранее. И, конечно, это удобное средство для расширения собственного кругозора.

Как нельзя лучше дистанционное обучение подходит для инвалидов, ведь людям с ограниченными физическими возможностями не всегда легко выйти из дома.

Плюсы дистанционного обучения: доступность обучения вне зависимости от места проживания, нет фиксированного количества мест для абитуриентов и, следовательно, нет конкурса на место, не тратится время на дорогу, просто совмещать обучение с работой, уходом за ребенком или учебой в другом вузе.

Минусами можно считать отсутствием авторского лекционного курса и отсутствие возможности постоянного живого общения с преподавателем.