Современный мегаполис немыслим без грамотной и продуманной организации парковочного пространства. Принимая во внимание рост числа автомобилей у жителей столицы, Правительство Москвы разработало программу устройства дополнительных парковочных мест на дворовых территориях.

Московский двор на новый лад

Данная программа входит состав более крупного проекта - «Программы комплексного развития округов г. Москвы 2012-2016 гг.» Одним из разделов последней значится «Благоустройство домов. Ремонт подъездов» с подпунктами «Программа устройства гостевых парковок на дворовых территориях» и «Программа устройства дополнительных парковочных мест на дворовых территориях».

На практике это означает: снесение незаконно установленных гаражей-ракушек и металлических тентов, строительство организованных стоянок в междворовом пространстве, ремонт дорожного покрытия (замена асфальта, бортового камня, металлических ограждений), размещение кустарников для разграничения территории.

Гостевые места для машин имеют вид «парковочных карманов», т. е. заасфальтированных или покрытых специальной бетонной сеткой участков газона. Существенным минусом «карманного» метода является то, что необходимые метры «отрезаются» от детских площадок и газонов.

Поскольку расходы на строительные работы покрываются из городского бюджета, любые попытки «присвоить» себе отремонтированные участки (то есть оградить парковочное место или запереть его на замок) считаются противозаконными. Установить запирающее устройство жильцы дома имеют лишь в одном случае: если речь идет о парковочном месте для инвалида.

Проследить за качеством и сроками выполнения ремонтных и строительных работ можно на ресурсе «Наш город. Программа развития Москвы». Портал функционирует по принципу двусторонней связи: зарегистрировавшись на сайте, любой пользователь сети Интернет (житель ремонтируемого дома) может разместить комментарий, содержащий оценку и критику, касающуюся реконструкции объекта. Комментарии изучаются и принимаются к сведению властными структурами - главами управ, в ведении которых находится данный объект. Ответы последних на комментарии пользователей строго обязательны. Ознакомиться со сроками и планом работ можно на сайте конкретной управы.

Таким образом, в период с 2011 по 2016 год планируется создать около 2 млн. дополнительных парковочных мест. С этой точки зрения программа комплексного развития Москвы согласуется с рядом дополнительных мер, направленных на развитие транспортной системы столицы (подпрограмма по созданию единого парковочного пространства в городе, а также готовящийся вступить в силу закон, предусматривающий штрафы за парковку на тротуара, газонах, детских площадках и мест для инвалидов).

Шлагбаум: посторонним вход запрещен

Как было сказано выше, владелец машины и по совместительству - жилец конкретного дома не имеет права ограничивать доступ других жильцов к парковочному месту и каким-либо образом «присваивать» его себе. Иная ситуация складывается в случае, если большинство жильцов выступает за ограничение доступа во двор чужого автотранспорта, то есть за установку ограждения - например, шлагбаума.

С осени прошлого года возможность установить шлагбаум за счет управы имеют жители ЦАО. Таким образом префектура округа отреагировала на многочисленные жалобы жильцов: по словам последних, многие автомобилисты, приехавшие в центр на работу, оставляют транспорт в соседних дворах.

Инициативу ЦАО поддержал мэр Москвы, а вскоре опыт центра перенял и Южный округ. Как и в первом случае, расходы по установке оградительного сооружения управа берет на себя, в то время как жильцы дома финансируют обслуживание шлагбаума (техническое обслуживание, а также услуги круглосуточной охраны, пропускающей не только автомобили обитателей дома, но и машины «Скорой помощи», МЧС и др.).

Для того, чтобы установить шлагбаум, строго необходимо провести общее собрание и голосование жильцов дома - за установку ограничителя на въезд должно проголосовать более 51% жильцов, - после чего остается лишь подать заявку в районную управу.