11 ноября для автомобилистов открылся третий участок Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД-3). Это самый длинный участок в автомагистрали (105 км), он проходит по северо-востоку Московской области, от пересечения со скоростной автодорогой М-11 Москва - Санкт-Петербург до пересечения с автодорогой М-7 "Волга" и связывает магистрали М-11 (Москва – Санкт-Петербург) и М-7 (Москва – Уфа). На его строительство ушло 3 года и 10 месяцев.


ФОТО: stroi.mos.ru stroi.mos.ru

Проект ЦКАД

Вся ЦКАД состоит из пяти участков, так называемых «пусковых комплексов». Ее общая длина по плану долдна составить 530 км. Строительство ЦКАД началось в 2014 году. Дорога проходит по территории Новой Москвы и Подмосковья примерно в 50 км от МКАД, параллельно Малому и Большому бетонным кольцам. Замкнуть кольцевую часть длиной 336 км планируют в 2021 году, а полностью ввести дорогу – ориентировочно к 2025-2029 году.

Проект проектируется с целью снижения нагрузки на дорожные сети Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской областей и формирования на территории Московской области крупных международных транспортных коридоров: «Лондон – Нижний Новгород», «Хельсинки – Юго-Восточная Европа», «Север – Юг» и «Хельсинки – Нижний Новгород».

Планируется разгрузить радиальные выходы из Москвы и городские улицы от большегрузного и транзитного транспорта с последующей их отправкой в регионы назначения.

Первый пусковой комплекс (ЦКАД-1)

Первый участок ЦКАД проходит от трассы М-4 «Дон» до 11 км Малого кольца – А107 («Малая бетонка»). Длина комплекса – 49,5 км, из которых 22 км приходится на территорию Новой Москвы.

Скоростная трасса категории IА будет иметь по две полосы движения в каждую сторону и соединит крупные вылетные магистрали Москвы: Симферопольское (Варшавское), Калужское и Киевское шоссе.

Срок сдачи запланирован на 2021 год.

Второй пусковой комплекс (ЦКАД-2)

Начало строительства второго участка ЦКАД намечено на 2025–2029 годы. Магистраль длиной 121,6 км пройдет от М-1 «Беларусь» до М-11 Москва–Санкт-Петербург.

Третий пусковой комплекс (ЦКАД-3)

ЦКАД-3 – это не трасса А107, а новая магистраль, которая проходит параллельно бетонной дороге по территории севера и северо-востока Московской области: Солнечногорский, Дмитровский, Пушкинский, Щёлковский, Ногинский районы и городской округ Черноголовка.

Она имеет четыре полосы движения, расчетная скорость движения на участке составляет 140 км/ч. 

Среди особенностей ЦКАД-3 – наличие в ее составе технически сложных современных инженерных сооружений: уникального моста через канал им. Москвы и центрального пункта управления (ЦПУ) интеллектуальными транспортными системами ЦКАД.

Длина моста с подходами составляет 1410 метров. Он пересекает водную преграду – канал им. Москвы, пути Савёловского направления МЖД, Дмитровское шоссе и региональную автодорогу. 

Четвертый пусковой комплекс (ЦКАД-4)

Четвертый участок длиной 96,8 км пройдет по юго-востоку Московской области в 50 километрах от МКАД. На сегодняшний день запущено движение только по первым трем путепроводам ЦКАД-4. Ввод всего комплекса запланирован на 2021 год.

Начало четвертого участка соответствует концу 3-го и располагается на пересечении ЦКАД с автодорогой М-7 «Волга». Далее трасса пересекает Носовихинское, Егорьевское, Рязанское шоссе, автодорогу М-5 «Урал» и заканчивается на пересечении с автодорогой М-4 «Дон».

ЦКАД-4 проходит по территории Ногинского, Павлово-Посадского, Воскресенского и Раменского районов, а также городских округов Электросталь и Домодедово.

Пятый пусковой комплекс (ЦКАД-5)

Западная часть ЦКАД будет представлять собой реконструированный 76-километровый участок «Малой бетонки». Комплекс пересечет Наро-Фоминский, Одинцовский, Истринский, Солнечногорский городские округа и Звенигород.

Это единственный отрезок трассы, движение по которому будет полностью бесплатным.

Система «Свободный поток»

На ЦКАД будет внедрена безбарьерная система взимания платы по типу «Свободный поток», благодаря которой для оплаты проезда не нужно останавливаться.

Над дорогой установлены считывающие рамки с датчиками и камерами, которые фиксируют все проезжающие транспортные средства. Способы оплаты проезда:

  • транспондер T-pass – электронное средство регистрации проезда;
  • приложение компании «Автодор»;
  • пункты оплаты на специальных площадках ЦКАД.

Кроме того, у нее есть функции:

  • видеонаблюдения;
  • метеомониторинга;
  • связи и передачи данных;
  • выявления инцидентов;
  • информирования участников дорожного движения;
  • идентификации транспортных средств;
  • электронного сбора оплаты.

Автоматизированная система сможет мониторить параметры транспортных потоков по основному ходу через каждые 2 км и на всех съездах и въездах.

Всего на ЦКАД установят 12 рамок системы. Каждую из них оборудуют типовым составом датчиков, камер и антенн. Все данные, получаемые от подсистем, будут передаваться на центральный пункт управления дорожным движением, который расположен на пусковом комплексе № 3 ЦКАД. Их установят на въезде и выезде с участков. Плата при этом станет взиматься за территорию, независимо от того, где въехал и выехал автомобилист.  

Стоимость проезда по всей ЦКАД составит 2,5 руб. за 1 км.

Пользователь сможет заранее в интернете внести информацию о своем проезде. Если это не сделать, то определяется срок, за который пользователь должен будет оплатить маршрут.

Free-flow

На рамке устанавливается оборудование, которое за доли секунды успевает распознать государственный регистрационный знак, чтобы списать оплату за проезд. За доли секунды успевает считать с транспондера номер, а также провести оплату из личного кабинета. С помощью нейросетей система распознает даже марку машины. Это нужно для оформления штрафа водителям, которые не оплатили проезд.

Технология Free-flow будет использована на ЦКАД впервые в Российской Федерации. Она позволит автомобилистам проезжать без остановок. Это сэкономит время и топливо, а также увеличит экологичность использования транспорта и повысит безопасность проезда. 

Rроме рамок free-flow, на ЦКАД будет апробирована технология взаимодействия с транспортными средствами. На ней базируется особая инфрастурктура, которая сможет своевременно оповещать транспортное средство о событиях, которые происходят на дорогах. А также собирать с самих транспортных средств сведения, которые позволяют диспетчерскому центру принимать соответствующие решения в случае возникновения внештатных или аварийных ситуаций.

ПВП со шлагбаумом

На участке установили пункт взимания платы со шлагбаумом. Он нужен из-за выезда на ЦКАД с трассы М-11. Если у автомобиля есть транспондер, то просто его система фиксирует. Если машина едет с наличными деньгами или банковской картой, то она должна на въезде взять билет, а на выезде — оплатить свой проезд. Для этого на ЦКАД был построен сбор взимания платы — чтобы обеспечить сбор взимания платы за дорогу М-11.

Открытие Третьего пускового комплекса

ФОТО: stroi.mos.ru
Движение по третьему участку Центральной кольцевой автодороги запустили в Подмосковье 11 ноября. Автодорога соединяет трассы М-11 и М-7, также имеет развязки с М-8 и с А-107 в районе Горок. На участке сделаны четыре полосы движения — по две в каждом направлении. На трассе нет светофоров, пешеходных переходов или одноуровневых пересечений с другими трассами.

Примерное время в пути от М-11 «Нева» до М-7 «Волга» займет чуть больше часа.

Как рассчитать стоимость проезда

Стоимость проезда по всему третьему участку ЦКАД будет зависеть от категории машины. Для легковых автомобилей без транспондеров проезд обойдется в 510 рублей, а для грузовых — в 1660 рублей.

Проезд от М-11 до М-8 «Холмогоры» будет стоить 250 рублей. Чтобы добраться от М-8 до А-107, нужно будет заплатить 195 рублей. По самому короткому маршруту от М-11 до дороги Никольское — Горки можно будет проехать за 65 рублей.

Для автомобилей с транспондерами действуют скидки.

Без транспондера

Для автомобилей без транспондера скидки не предусмотрены. За проезд придется заплатить полную стоимость.

Каскадные скидки

Чем больше расстояние, которое водитель проезжает по Центральной кольцевой автодороге, тем больше будет скидка. Минимальная скидка за самый маленький маршрут составляет 15%. Средняя скидка — за средний маршрут — 25%.

С транспондером

Списание средств происходит автоматически при каждом пересечении рамки системы оплаты. После того как автомобиль проезжает через новую рамку, итоговая скидка пересчитывается и автоматически применяется ко всему пройденному маршруту.

Пользователи с транспондерами государственной компании смогут проехать по ЦКАД, даже если у них недостаточно средств. Однако пользователь должен в течение пяти дней пополнить баланс лицевого счета, тем самым оплатив поездку. Если этого не произойдет в течение пяти дней, поездка по транспондеру как таковая аннулируется, выставляется штраф. И поездка будет тарифицироваться по полной стоимости.

Также для водителей с государственными транспондерами скидка при проезде всего маршрута составит 50%. За проезд на легковой машине по третьему участку ЦКАД им нужно будет заплатить 255 рублей. Для водителей грузовиков тариф со скидкой составит 830 рублей.

Проезд от М-11 до М-8 «Холмогоры» на легковом автомобиле будет стоить 182 рубля, на грузовом — 595 рублей. Участок от М-11 до съезда на региональную дорогу Никольское — Горки для водителей легковых машин будет стоить 55,25 рубля, грузовых — 178,5 рубля.

Для водителей на ЦКАД с транспондерами других эмитентов скидка фиксированная и составляет 15%. 

Транспондер «Автодора» даст суммарную скидку от 15 до 50%. Устройства других эмитентов — ООО «Объединенные системы сбора платы», ООО «Магистраль северной столицы», АО «Новое качество дорог» — дадут фиксированную скидку в размере 15% вне зависимости от пройденного расстояния.

После того как автомобиль проезжает через каждую новую рамку системы оплаты, итоговая скидка пересчитывается и автоматически применяется ко всему пройденному маршруту. При этом время проезда между двумя соседними рамками не должно превышать двух часов — иначе произойдет разрыв маршрута. Тогда система посчитает две разные поездки и не применит каскадную скидку.

Оплата

До проезда

Автомобилисты без транспондеров смогут купить билет на сайте «Автодора», в мобильном приложении «Автодор», а также в центрах обслуживания и поддержки или в терминалах «Элекснет». Для этого им нужно указать маршрут поездки, дату и время начала поездки, номер и категорию автомобиля.

Когда машина проедет через рамку оплаты, система распознает номер и определит категорию транспортного средства. Она сверит данные и зачтет оплату, если они совпадут с указанными.

После проезда

Если же у вас нет транспондера и вы не приобрели заранее билет, оплатить поездку можно после проезда в течение пяти дней на сайте «Автодора», в мобильном приложении «Автодор», а также в центрах обслуживания и поддержки или в терминалах «Элекснет». Нужно указать номер и категорию транспортного средства, номер мобильного телефона и адрес электронной почты.

После ввода этих данных система покажет сумму, которую надо оплатить. При отсутствии оплаты в течение пяти дней водителя ждет штраф.

Штрафы

Штраф за неоплату проезда будет меняться в зависимости от категории транспортного средства. Для легковых машин он составит 2,5 тысячи рублей, для грузовых — 5,5 тысячи рублей.

При этом у водителя будет возможность оплатить проезд в течение двух месяцев после официального оповещения о нарушении. Если он так и не внесет деньги за это время, то придется заплатить штраф, а также оплатить и стоимость проезда.