Досмотры сумок и попытка запретить зайти в торговый зал со своей сумкой, грубость, подозрительные взгляды, прямые обвинения в краже в магазине и даже применение силы со стороны охранника. Такой букет «гостеприимства» встретить в магазине может каждый.

С одной стороны, охрана должна охранять, это работа «человека в форме». С другой, не на всё охранник имеет право. Разберемся, что может, а чего не может делать охранник в магазине по отношению к посетителям.

Охранник магазина имеет право

Охранник магазина не имеет права

Задержать посетителя магазина до приезда полиции

Досматривать сумки и карманы, обыскивать посетителей

Охранник может попросить вас показать, что у вас хранится в сумке, но вы имеете право отказаться

Полицейские, – и только они, – могут досмотреть ваши вещи. Полицейские тоже должны обосновать, почему они подозревают вас в нарушении (см. гл. 27 КоАП в сопутствующих статье документах)

Применить силу или спецсредства

Только чтобы предотвратить преступление или для самообороны (раздел 5 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Действия охранника должны быть соразмерны угрозе и ущербу, от которого он пытался уберечь магазин.

Запрещать вход в торговый зал магазина с большими сумками

Если охранник попался настойчивый, зовите администрацию магазина. Законодательно в магазин с сумкой входить не запрещено. И внутренние инструкции магазина, на которые любит ссылаться персонал, не имеют силы закона. Равно как никакие инструкции не могут противоречить законодательству

Охранник не вправе требовать паспорт и переписывать паспортные данные. Он может переписать данные паспорта только в том случае, если вы согласны на это

Запрещать вам фотографии ассортимента

Даже если охранник (или продавец) ссылается на правила магазина, законодательно это не запрещено

Охранник может попросить вас показать, что у вас хранится в сумке, но вы имеете право отказаться. В большинстве случаев в магазинах несут вахту сотрудники частных охранных организаций – т.н «чоповцы» в основном и охраняют магазины (и офисы – тоже), и они не полицейские.

Для вызова полиции у охраны должны быть веские основания (например, он видел, как вы положили товар в карман, или сработала сигнализация).

Закон о защите прав потребителя: должен ли покупатель возмещать ущерб за испорченный товар? >>

Если вас охрана обвинила в краже, а вы не при чем, звоните в полицию. Разбираться в кражах – работа полиции. С вас снимут подозрения. А охрану накажут. Кстати, в Уголовном кодексе есть статья о превышении полномочий сотрудниками частных охранных предприятий (статья 203 УК). Нарушение наказывается штрафом или тюрьмой.

Все, что может сделать охранник в случае подозрений – вызвать полицию и задержать вас до ее приезда.

Административное задержание: как себя вести >> 

Кстати, переписывание паспортов в ходу у офисных охранников. Свяжитесь с администрацией офисного центра и выясните — есть ли в должностной инструкции сотрудников охраны положение, которое позволяет пускать посетителей только по паспорту. Если такое положение есть, убедитесь, что охранник, с которым вы разговариваете, имеет право на обработку персональных данных. Если есть – не предъявив паспорт вы не пройдете.

Если охранник нарушает ваши права

Если охранник нарушает ваши законные права, попросить его предъявить личную карточку охранника — этот документ должен быть у каждого сотрудника ЧОПа. Охранник обязан предъявить вам документ по требованию. Запомните имя и фамилию охранника.

Если охранник продолжает настаивать, позовите администрация магазина и пригрозите судом.

Важно! Агрессия порождает агрессию. Помните об этом и если охранник кричит на вас, не отвечайте ему тем же, отвечайте вежливо и спокойно, не нагнетайте конфликт. В случае чего, также спокойно зовите администрацию магазина или полицию.