Досмотры сумок и попытка запретить зайти в торговый зал со своей сумкой, грубость, подозрительные взгляды, прямые обвинения в краже в магазине и даже применение силы со стороны охранника. Такой букет «гостеприимства» встретить в магазине может каждый.
Материалы по теме:
С одной стороны, охрана должна охранять, это работа «человека в форме». С другой, не на всё охранник имеет право. Разберемся, что может, а чего не может делать охранник в магазине по отношению к посетителям.
Охранник магазина имеет право | Охранник магазина не имеет права |
Задержать посетителя магазина до приезда полиции | Досматривать сумки и карманы, обыскивать посетителей Охранник может попросить вас показать, что у вас хранится в сумке, но вы имеете право отказаться Полицейские, – и только они, – могут досмотреть ваши вещи. Полицейские тоже должны обосновать, почему они подозревают вас в нарушении (см. гл. 27 КоАП в сопутствующих статье документах) |
Применить силу или спецсредства Только чтобы предотвратить преступление или для самообороны (раздел 5 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Действия охранника должны быть соразмерны угрозе и ущербу, от которого он пытался уберечь магазин. | Запрещать вход в торговый зал магазина с большими сумками Если охранник попался настойчивый, зовите администрацию магазина. Законодательно в магазин с сумкой входить не запрещено. И внутренние инструкции магазина, на которые любит ссылаться персонал, не имеют силы закона. Равно как никакие инструкции не могут противоречить законодательству |
— | Охранник не вправе требовать паспорт и переписывать паспортные данные. Он может переписать данные паспорта только в том случае, если вы согласны на это |
— | Запрещать вам фотографии ассортимента Даже если охранник (или продавец) ссылается на правила магазина, законодательно это не запрещено |
Охранник может попросить вас показать, что у вас хранится в сумке, но вы имеете право отказаться. В большинстве случаев в магазинах несут вахту сотрудники частных охранных организаций – т.н «чоповцы» в основном и охраняют магазины (и офисы – тоже), и они не полицейские.
Для вызова полиции у охраны должны быть веские основания (например, он видел, как вы положили товар в карман, или сработала сигнализация).
Закон о защите прав потребителя: должен ли покупатель возмещать ущерб за испорченный товар? >>
Если вас охрана обвинила в краже, а вы не при чем, звоните в полицию. Разбираться в кражах – работа полиции. С вас снимут подозрения. А охрану накажут. Кстати, в Уголовном кодексе есть статья о превышении полномочий сотрудниками частных охранных предприятий (статья 203 УК). Нарушение наказывается штрафом или тюрьмой.
Все, что может сделать охранник в случае подозрений – вызвать полицию и задержать вас до ее приезда.
Административное задержание: как себя вести >>
Кстати, переписывание паспортов в ходу у офисных охранников. Свяжитесь с администрацией офисного центра и выясните — есть ли в должностной инструкции сотрудников охраны положение, которое позволяет пускать посетителей только по паспорту. Если такое положение есть, убедитесь, что охранник, с которым вы разговариваете, имеет право на обработку персональных данных. Если есть – не предъявив паспорт вы не пройдете.
Если охранник нарушает ваши права
Если охранник нарушает ваши законные права, попросить его предъявить личную карточку охранника — этот документ должен быть у каждого сотрудника ЧОПа. Охранник обязан предъявить вам документ по требованию. Запомните имя и фамилию охранника.
Если охранник продолжает настаивать, позовите администрация магазина и пригрозите судом.
Важно! Агрессия порождает агрессию. Помните об этом и если охранник кричит на вас, не отвечайте ему тем же, – отвечайте вежливо и спокойно, не нагнетайте конфликт. В случае чего, также спокойно зовите администрацию магазина или полицию.