МЦД - rрупнейший транспортный проект Москвы и Московской области - новое наземное метро, которое объединяет формат пригородных электричек и столичного метро. По сути, это новые наземные ветки метро, которые связывают столицу с областью.


ФОТО: Официальный сайт Мэра Москвы

Планы развития МЦД

Столичные власти ведут работы по подготовке к запуску новых линий Московских центральных диаметров (МЦД): МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».

В настоящее время ведется проектирование и строительство новых диаметров. В 2021 году в Москве построят шесть платформ МЦД, которые станут полноценными вокзалами, а ранее за полтора года рабочие возвели 18 таких объектов. Оставшиеся три из пяти линий МЦД запустят до 2025 года.

Так, МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» планируют запустить в 2023 году, МЦД-4 «Киевско-Горьковский» — в 2023-2024 годах, а МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» — в 2024-2025 годах.

Как будут устроены остановки МЦД

В каждом проекте предусмотрены навесы для прохода к остановкам общественного пассажирского транспорта, парковки для такси и личных машин, велопарковки и многое другое. Городские власти также планируют провести реконструкцию всех станций на существующих и будущих МЦД.

Маршруты третьего, четвертого и пятого диаметров могут быть изменены на стадии проектирования в результате обсуждений и корректировок проекта его участниками. Однако уже известно, что будущий третий и четвертый диаметры будут связаны с Большой кольцевой линией (БКЛ) метро и МЦК 16 пересадками, которые позволят пассажирам экономить время, потраченное на дорогу. По словам Максима Ликсутова, формирование нового транспортного каркаса — приоритетная задача городских властей.

На новых линиях МЦД-3 и МЦД-4 пересадки будут бесплатными. Власти столицы уверены, что это сделает передвижение по Московскому региону в разы удобнее.

МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»

МЦД-3 «Ленинградско-Казанский диаметр» (от ст. «Зеленоград» до ст. «Раменское»). Всего на третьем диаметре протяженностью 82 километра планируется 43 станций, с 14 из них будут доступны пересадки на 16 станций метрополитена и две станции МЦК — «Лихоборы» и «Андроновку», — а также пригородные электрички Рижского направления. Запуск по последним данным должен состоятся в 2023 году.

(«Алабушево»), «Крюково» (возможно переименуют на «Зеленоград»), «Малино», «Фирсановская», «Сходня», «Подрезково», «Новоподрезково», «Молжаниново», «Новые Химки» (проектное наименование «Химки-II»), «Химки», «Левобережная», «Ховрино», «Грачёвская», «Моссельмаш», «Лихоборы», «Петровско-Разумовская»«Останкино», «Калибровская», «Рижская»«Николаевка»«Митьково», «Электрозаводская», «Сортировочная», «Авиамоторная», «Андроновка», «Чухлинка», «Плющево», «Вешняки», «Выхино», «Косино», «Ухтомская», «Люберцы-1», «Панки», «Томилино», «Красково», «Малаховка», «Удельная», «Быково», «Ильинская», «Отдых», «Кратово», «Есенинская», «Фабричная», «Раменское», («Ипподром»).

  • По некоторым данным, от станций «Алабушево», «Новые Химки» и «Ипподром» могут отказаться в целях экономии бюджета строительства МЦД-3.

Как следует из паспорта МЦД-3, представленного на официальном сайте проекта, с МЦД-3 можно будет пересесть на станции метро «Ховрино» Замоскворецкой линии, «Петровско-Разумовская» («серой» и «салатовой» ветки), «Фонвизинскую» Люблинско-Дмитровской линии, «Рижскую» Калужско-Рижской линии и «Ржевскую» (строящаяся станция БКЛ).

Заходить в пределы Кольцевой линии метро МЦД-3 не будет. Вместо этого ветка уйдет на восток — в сторону Сокольников, с пересадкой на одноименную станцию. Следующими пересадочными станциями станут «Электрозаводская», строящаяся «Рубцовская» (БКЛ), «Авиамоторная» (Калининской ветки и БКЛ).

Также предполагается, что с МЦД-3 будут доступны пересадки на «фиолетовую» ветку: «Рязанский проспект», «Выхино» и «Лермонтовский проспект». Кроме того, диаметр «захватит» «розовую» ветку с пересадкой на «Косино». Далее ветка МЦД-3 уходит до Раменского.

Новый диаметр будет работать ежедневно с 5:30 до 1:00, в час пик поезда по нему будут курсировать с интервалом в 5-6 минут, а его запуск позволит сократить время в пути для жителей Москвы и Московской области на 50%.

Ожидается, что благодаря МЦД-3 пользоваться общественным транспортом станет удобнее жителям 24 районов Москвы в Северо-Западном, Северо-Восточном и Восточном округах столицы. Новый диаметр должен разгрузить Серпуховско-Тимирязевскую, Калужско-Рижскую, Люблинско-Дмитровскую, Замоскворецкую и самую загруженную — Таганско-Краснопресненскую — линии московского метро.

Кроме того, МЦД-3 улучшит доступность 41 школы, 18 парков, 13 музеев и 30 институтов. Например, доступнее станут такие столичные достопримечательности, как музей-усадьба «Останкино», Останкинская телебашня и парк «Сокольники». По расчетам проектировщиков, из района Крюково до станции метро «Динамо» можно будет добраться за 43 минуты, от «Электрозаводской» до Останкина — за 13 минут, а из Люберец до «Петровско-Разумовской» — за 36 минут.

МЦД-4 «Киевско-Горьковский»

МЦД-4 «Киевско-Горьковский диаметр» (от ст. «Апрелевка» до ст. «Железнодорожная»). Диаметр свяжет подмосковную Апрелевку, шесть московских вокзалов (Белорусский, Савеловский, Ленинградский, Ярославский, Казанский и Курский) с Реутовым и Железнодорожным. На четвёртом диаметре планируется всего 38 станций, 18 будут иметь пересадки на метро, МЦК («Кутузовская», «Шелепиха» и «Нижегородская»), а также пригородные электрички. Общая длина путей 80 км. Запуск полжен состояться в 2024 году.

«Апрелевка», «Победа», «Крёкшино», «Санино», «Кокошкино», «Толстопальцево», «Лесной Городок», «Внуково», «Мичуринец», «Переделкино», «Солнечная», «Мещерская», «Очаково», «Аминьевская», «Матвеевская», «Минская», «Поклонная», «Кутузовская», «Камушки», «Ермакова Роща», «Беговая», «Белорусская», «Савёловская», «Станколит», «Марьина Роща», «Рижская», «Каланчёвская», «Курская», «Серп и Молот», «Нижегородская», «Чухлинка», «Кусково», «Новогиреево», «Реутово», «Никольское», «Салтыковская», «Кучино», «Ольгино», «Железнодорожная».

  • Станцию «Ольгино» планируют построить на перегоне между ст. «Кучино» и «Железнодорожная».

Входить в пределы Кольцевой линии МЦД-4 не будет. Диаметр сделает полукруг через станции «Белорусская», «Савеловская», «Марьина Роща», «Рижская», «Комсомольская» и «Курская». Далее поезда МЦД-4 пустят рядом со станциями «Чкаловская», «Площадь Ильича» и «Римская», «Нижегородская улица» Некрасовской ветки (здесь же будет пересадка на одноименную станцию БКЛ), «Новогиреево» и «Новокосино» Калининской линии. Затем поезда поедут до Железнодорожного.

Новый диаметр будет работать ежедневно с 5:30 до 1:00, в час пик поезда по нему будут курсировать с интервалом в 5-7 минут, а его запуск позволит сократить время в пути для жителей Москвы и Московской области на 40%.

Согласно проекту, МЦД-4 упростит поездки для жителей 23 районов Москвы в ЗАО, САО, ЦАО, СВАО и ВАО. Новый диаметр должен разгрузить Солнцевскую, Филевскую, Калужско-Рижскую, Арбатско-Покровскую, Таганско-Краснопресненскую и Калининскую линии метро. МЦД-4 улучшит транспортную доступность 41 школы, 18 парков, 40 музеев и 49 институтов. В том числе, доступнее станут парк Победы, «Кусково» и парк Олимпийской деревни. Например, от «Беговой» до Поклонной горы можно будет добраться за 9 минут.

МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий»

Пятый диаметр ещё проектируется. Прорабатывается возможности соединения Павелецкого и Ярославского направления МЖД. Всего есть три варианта:

  1. Центральный участок с тоннелем глубокого ввода. Самый дорогостоящий вариант, но и самый полезный для конечных пассажиров.
  2. Через пути Московского центрального кольца (МЦК). Примерно от «Верхних Котлов» до «Ростокино».
  3. Павелецкий радиус сворачивает на пути Курского направления в районе ст. Котляково и далее идёт в сторону ст. «Новохохловская», где сворачивают на ЖД-пути в сторону м. Стахановская и далее через «Митьково» соединяется с Ярославским радиусом.

Пока авторы проекта склоняются к первому варианту. Так как к строительным работам над тоннелем приступят не скоро, то радиусы будут временно не соединены в диаметр, а заканчиваться на своих вокзалах (Павелецкий и Ярославский).

Список станций с учётом первого варианта соединения:

«Пушкино», «Мамонтовская», «Клязьма», «Тарасовская», «Челюскинская», «Строитель», «Мытищи», «Тайнинская», «Перловская», «Лось», «Лосиноостровская», «Ростокино», «Яуза», «Маленковская», «Москва-3», «Николаевка», «Ярославская», «Павелецкая», «Дербеневская», «Тульская», «Верхние Котлы», «Нагатинская», «Варшавская», «Чертаново», «Котляково», «Бирюлёво-Товарная», «Бирюлёво-Пассажирская», «Булатниково», «Расторгуево», «Расторгуево-II», «Калинина», «Ленинская», «32 км», «Домодедово».

  • Для станции «Расторгуево-II» пока не предусмотрено финансирование. Не исключено, что её в итоге построят.

Запуск диаметра планируется в 2025-2030 годах.

Новый диаметр будет работать ежедневно с 5:30 до 1:00, в час пик поезда по нему будут курсировать с интервалом в 5-7 минут, а его запуск позволит сократить время в пути для жителей Москвы и Московской области на 30%.

Ожидается, что благодаря МЦД-5 пользоваться городским транспортом станет удобнее жителям 20 районов Москвы в САО, ВАО, ЮВАО и ЮАО. Новый диаметр должен разгрузить Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую линии столичной подземки.

МЦД-5 улучшит транспортную доступность 45 школ, 29 парков, 24 музеев и 18 институтов. Так, доступнее станут парк «Сокольники», музей-заповедник «Царицыно». Благодаря новому диаметру с платформы «Северянин» в район станции метро «Электрозаводская» можно будет добраться за 18 минут, от Текстильщиков до Царицына — за 16 минут.

Разгрузка метрополитена и автотрасс

В целом после запуска всех линий МЦД их общая протяженность составит 375 километров. Все пять диаметров будут включать в себя 182 станции, организация движения по которым улучшит транспортное обслуживание 6,9 миллиона москвичей и 5,5 миллиона жителей Московской области. Пассажиропоток диаметров составит более 650 миллионов человек в год. Нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру Москвы при этом уменьшится на 10-12% — разгрузятся линии и станции метро, вокзалы и автомобильные дороги.