Почти тридцать лет назад пьеса была поставлена в театре впервые с благословения автора, в 1989 году, когда произведение еще не публиковалось в СССР. В нынешнем сезоне художественный руководитель и режиссер Евгений Славутин выпускает обновленную версию спектакля.

«Вальпургиева ночь» — новая версия спектакля режиссера Евгения Славутина по легендарной трагедии Венедикта Ерофеева. Первая постановка состоялась в сезон 1989-1990 гг.  на сцене Cтуденческого театра МГУ. В то время пьеса Ерофеева еще не получила разрешение на выход в свет, но была уже поставлена Евгением Славутиным с одобрения самого автора.

 «Надо быть полным идиотом или дураком, чтобы не понять, что перед тобой лежит великая пьеса! Стоит прочитать одну-две фразы Ерофеева и ты сразу понимаешь, что имеешь дело с гением! У меня было ощущение, что ко мне в руки попал еще не изданный "Ревизор" Гоголя!»,— вспоминает Евгений Славутин о времени работы над спектаклем, когда рукопись много лет публиковалась за рубежом, но и не издавалась в СССР.

Новая версия «Вальпургиевой ночи» Евгения Славутина — это новый вызов общественно-политическому и личному устроению сознания современного человека. По словам режиссера, прошло почти тридцать лет, и мы оказались в мире, представленном писателем в 1985 году, когда была написана трагедия. Слово Ерофеева оказалось пророческим: безумные идеи героев из сумасшедшего дома становятся реальностью наших дней. 

Соединяя трагедию и фарс, режиссерский прием Славутина влечет за собой  неповторимый эффект наступления «Вальпургиевой ночи»: отчаянно смешной и, одновременно, пронзительно трагической. Ночи, когда господствуют темные силы, но с восходом солнца тьма отступает.

События пьесы относятся к началу 80-х годов, к периоду распада СССР. Действие разворачивается с 30 апреля на 1 мая, в  самую веселую и гибельную для всех персонажей ночь. Переплетение жанровых и смысловых ходов, замаскированные цитаты, гротескные отсылки к античным авторам и современным философам, советские агитационные штампы, возведенные в абсолют абсурда, и провидческие предсказания, уже ставшие действительностью XXI века.

Самым сложным было найти истину, в которой можно смеяться там, где смеяться невозможно, — рассказал после первого показа режиссер Евгений Славутин, — нам важно было понять, куда идет современная цивилизация. В своем поиске мы обнаружили истину рядом с абсурдом, в котором, без доли безумия, невозможно быть художником, и достаточно иметь хотя бы долю ума, чтобы быть психотерапевтом. В конечном итоге, трагикофарс безумной больницы из пьесы Ерофеева оказывается психотеропевтическим шоу нашей жизни.