Главная задача олимпиады «Я – профессионал» – наладить взаимодействие между студентами, вузами и работодателями, заявила руководитель олимпиады «Я – профессионал», проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара.

Олимпиада «Я – профессионал» с успехом проводится уже второй год подряд.

На старте проекта одна из главных его целей состояла в том, чтобы помочь молодым людям плавно перейти из университетской среды к работе в своей отрасли. Организаторы олимпиады ожидали, что студенты, занявшие призовые места, с энтузиазмом отнесутся к предложениям о стажировках в профильных компаниях. Практика показала, что эти предположения неверны.

«Уже после первого сезона олимпиада стала преподносить нам сюрпризы. Наши ожидания не оправдались, так как возникла огромная пропасть между тем, что хотят студенты, и тем, что готовы дать работодатели. Совсем недавно мы подвели итоги второго сезона и активно занимаемся подготовкой к третьему, работаем над своими ошибками. Мы понимаем, что нужно вести плотный диалог с работодателями. Им придется перестраивать всю систему мотивации, которая работала на прошлое поколение. Большинство работодателей не понимают, как разговаривать с молодыми специалистами, как их мотивировать, как с ними работать», – рассказала Валерия Касамара.

Она также отметила, что решить эту проблему можно, если наладить трехстороннюю коммуникацию между вузами, работодателями и студентами. Сейчас образовательные программы в университетах могут быть оторваны от реальной практики. Студенты, получая красный диплом или выигрывая олимпиаду, полагают, что они уже востребованные специалисты и могут претендовать на хорошую позицию и высокую зарплату. Но на самом деле многие навыки им еще только предстоит освоить на рабочем месте. Это касается не только профессиональных компетенций, но и гибких навыков: умения работать в команде, презентовать результаты своей работы и т.д.

Если вузы и профильные компании будут активнее взаимодействовать, совместно разрабатывать учебные программы и предоставлять студентам возможность пройти практику по специальности, молодые люди будут иметь представление о будущей работе и о собственном профессиональном уровне. В то же время работодатели смогут «присмотреться» к студентам и выпускникам, понять их сильные и слабые стороны и научиться эффективно с ними работать.

«Сейчас главный вызов для нас – найти точку стыковки между студентами, вузами и работодателями, чтобы они услышали друг друга. И сделать вуз открытым пространством для такого диалога», – объяснила Валерия Касамара.

В рамках дискуссии эксперты обсудили, как научиться набирать в магистратуру не только своих выпускников, но и самых достойных и талантливых абитуриентов по всей стране и за ее пределами. Они также рассмотрели вопросы сопровождения поступающего от момента отбора в вуз до трудоустройства. В панельной сессии приняли участие представители вузов из разных регионов страны.