Проект посвящен зданию на Ленинском проспекте, 95а, в котором сегодня располагается Гёте-Институт.

Как рассказать историю здания? Как описать настоящее, пронизанное материальными и нематериальными следами прошлого, которые присутствуют в атмосфере как тени? И кто расскажет эту историю?

В здании на Ленинском проспекте сейчас расположен Гёте-Институт, а в середине 1980-х гг. его построили для размещения в нем посольства ГДР. На церемонию торжественной закладки первого камня приехал тогдашний Генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер. Строительство здания было подтверждением дружбы Советского Союза с Восточной Германией, а его размер подчеркивал власть и могущество: модернистский монолит на открытом пространстве с торжественным подъездом к нему со стороны Ленинского проспекта, одной из важнейших магистралей Москвы. Сейчас на месте парадного въезда стоит многоэтажный дом, а пустое некогда поле застроено жилыми блоками: строительство Большого кольца, станция которого откроется поблизости в ближайшее время, вызвало новый строительный бум.

В 1992 году в это здание въехал московский Гёте-Институт, культурный институт объединенной Федеративной республики Германии. Из-за слабости материала его бетонные стены постоянно закутаны сеткой – как объекты художника Христо. Во внутреннем убранстве друг на друга накладываются разные, эстетически и идеологически – противоположные, стили. Буржуазный представительный интерьер посольства ГДР с его тканевыми обоями, мраморной отделкой, паркетом и люстрами контрастирует с веселыми, транслирующими открытость, корпоративными цветами Гёте-Института, а также с прагматичными требованиями современного учреждения культуры и образования. 

Гёте-Институт стал последним оставшимся пользователем здания на Ленинском проспекте. Его соседями долгое время были консульский отдел посольства Германии и многочисленные немецкие компании. Но с 2015 года комплекс все больше и больше пустеет; многочисленные помещения остались без хозяина, в них ничего нет, да и сами воспоминания о стране, посольство которой раньше находилось здесь, постепенно улетучиваются, уступая место белым пятнам забвения.

Однако материальный мир этого дома все еще хранит много историй. Это и стало отправной точкой художественного проекта «Ленинский 95а». В последние несколько лет художники из Германии и Росси были приглашены познакомиться с этим зданием и создать в результате своего исследования новые работы. Обращая внимание на, казалось бы, второстепенные детали, на места, выпадающие из поля зрения, они открыли спрятанные слои, переплетения разных эпох и нарративов – здание стало палимпсестом, содержащим следы немецко-немецкой, советско-немецкой и российской истории.

Художники Андре Корпис и Маркус Лёффлер (Бремен/Берлин) сняли об этом здании фильм, в котором слово дано сотрудникам Гёте-Института. Жан Фауст (Гамбург) документировала детали интерьера и экспериментировала с коллажами, превратив их в книгу. Танцевальная группа FarForYo из Москвы познавали пространство с помощью танца и создали хореографическую постановку,  задокументировав ее на видео и фотокамеру. Художница русско-немецко-французского происхождения Элеонор де Монтескью создала саунд-коллаж из аудиозаписей, сделанных Виктором Тимшиным в разных, в том числе закрытых для публики, помещениях, и сопроводила его буклетом, в основу которого легли рисунки художницы и тексты историка архитектуры Сергея Никитина. Эльске Розенфельд (Берлин) посвятила свою работу сорту картофеля «Адретта», популярному и в Советском Союзе, и в Восточной Германии. По мнению художницы этот сорт можно рассматривать как мостик между СССР и ГДР, социализмом и пост-социализмом, культурой и природой.

Работы художников, и основанные на документальном материале, и поэтичные позволяют нам по-новому взглянуть на дом по адресу Ленинский проспект 95а. Они рассказывают разные истории и приглашают к осмыслению немецкого исторического наследия.

Выставка продлится до 30 марта.

Вход свободный!