Выставку представляют Музей Москвы и творческая студия ДЭЗ №5.
Даты проведения: 24 апреля – 27 июня 2021 Место проведения: Зубовский бульвар, 2, третий корпус, Музей Москвы Кураторы: Георгий Никич (ДЭЗ №5) и Полина Жураковская (Музей Москвы) В Музее Москвы начинает работу выставка-игра «Жизнь замечательных вещей», на которой представлены работы юных художников творческой мастерской ДЭЗ №5. Среди экспонатов — стол-договариватель, спасжилет от всего, мишка правды, гаситель конфликтов, ракушка умиротворения и другие масштабные арт-объекты. Замечательные вещи, представленные на выставке — это своеобразные мосты между ярким миром детства и сложным миром взрослых. Все экспонаты сгруппированы вокруг семи концептов: «значение вещей», «взаимо/понимание», «защита», «терапия», «расширение возможностей», «очищение» и «идеология». Каждый объект при этом вовлекает детей и взрослых в интеллектуальную игру — замысел многих работ не получится разгадать с первого раза. Так, раздел «терапия» оказался не только смысловым, но и количественным центром проекта. В нем собраны произведения, защищающие от болезней и психологических травм — некий «терапевтический отряд» из арт-объектов, которые отвлекают и успокаивают. Здесь можно встретить «гаситель конфликтов», «стол-договариватель», «воронки первой помощи» и «ракушку умиротворения». «Дети постоянно находятся в поисках новых знаний и нового общения. Взрослые хотели бы также, но получается пока не у всех. Выставка показывает, что диалог между детьми и взрослыми, искусством и обществом, музеем и остальным миром не столько реален, сколько потенциален. Художественный, культурологический и социологический аспекты нашего проекта взаимодополняют друг друга для профессионального зрителя, а для всех остальных гарантирована радость от форм, фантазий и сюжетов», — рассказывает куратор выставки Георгий Никич. В каждый выставочный раздел кураторы поместили объекты из коллекции Музея Москвы, которые дополняют детские работы. Так, в разделе «защита» рядом с дэзовскими «спасжилетом от всего», «личным пространством» и «антидождем» можно увидеть графику Анатолия Кокорина, посвященную аэростатной обороне Москвы. А в разделе «идеология», где юные авторы представили образы будущего («живым в рай», «обессмертник», «к коммунизму»), Музей Москвы выставляет позднесоветские плакаты и документальные фотографии, которые формируют сложный образ реальной жизни людей в контексте показных достижений и утопических ожиданий. На выставке разворачиваются совсем не детские, а скорее присущие любому возрасту надежды, чаяния и опасения. В словосочетании «Жизнь замечательных вещей» главным оказывается слово «жизнь», позитивные интонации, непосредственность и юмор. Сложные композиции смыслов — художественных и музейных, позволяют понимать этот проект и как проблемный, и исторический, и развлекательный, но, несомненно, живой и увлекательный. «Только что в Музее Москвы завершилась выставка, посвященная столетию ВХУТЕМАСа, а выставка студии ДЭЗ №5 станет ее логичным продолжением, так как многие принципы работы студии схожи с идеями и принципами преподавателей Высших художественно-технических мастерских: внимание к материалам и функциональности, устремленность в будущее, новизна и по-настоящему творческий подход к форме и содержанию», — отмечает куратор выставки Полина Жураковская. Студия ДЭЗ №5 появилась в Москве в 1986 году благодаря художнику и архитектору Михаилу Лабазову. В первые годы работы студии в ней занимались будущие известные архитекторы, художники и дизайнеры, теперь сюда приходят в том числе и их дети. Вместе с преподавателями воспитанники студии становятся настоящими художниками, способными выдумывать и создавать неординарные арт-объекты. Свои художественные высказывания они каждый год представляют на итоговой выставке. В 2021 году «Жизнь замечательных вещей» проходит в Музее Москвы. Оригинальные произведения в ДЭЗ №5 создаются не из классических для искусства материалов — красок или глины, а из повседневных материалов вроде скотча, картона, проволоки, меха, папье-маше, алюминиевых трубок, поролона, целлофана, эмали и лака. При этом выглядят работы значимо и масштабно — этот эффект достигается особенным сочетанием функциональности и свободы выражения, большими размерами и использованием сварных конструкций.