Экспозиция расскажет об истории московских художников 1920-х – 1940-х годов.

17 ноября – 26 декабря 2021

Адрес: Галеев-Галерея, Б. Козихинский пер.,19/6, строение 1

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Галеев-Галереей представляет выставочный проект «За фасадом эпохи», посвященный московским художникам, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е – 1930-е годы. Мастера независимого искусства – Лев Аронов, Анатолий Гусятинский, Лев Зевин, Мария Ильф-Тарасенко, Георгий Павильонов, Николай Прокошев, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Лидия Хромова, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес и другие. Это люди очень разного социального происхождения, ушедшие молодыми или в расцвете творческих сил, искавшие свой путь, манеру и темы, но не вписавшиеся в официальный советский дискурс. Их истории и судьбы тесно переплетаются между собой, образуя определенную социальную сеть того времени.

Группа этих художников неоднородна, её можно разделить по времени начала творческой деятельности на «старших» и «младших». В тридцатые годы катастрофически сузилась возможность участия в публичной художественной жизни и выставках «старших» художников, среди которых Борис Голополосов, Александр Глускин, Лев Зевин, Александр Китаев, Ева Левина-Розенгольц, Антонина Софронова, Михаил Ранков, Константин Чеботарев, Антон Чирков. Они не смирились с идеологическими изменениями и остались странными скрытыми «савонаролами» и «злобствующими эстетами», рискующими изображать события «как было», а не «как надо». У «младших» художников почти не было опыта участия в объединениях и группах. Из-за отсутствия возможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях они занимались станковой живописью «в стол», а на жизнь зарабатывали преподаванием, монументальной живописью, декоративным оформлением зданий и улиц.

Взгляд художников внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы, колористического решения – всё это сделало такое искусство непригодным для пропаганды советского строя, когда «жить стало лучше, жить стало веселее». Их творчество, в котором синтезируется влияние различных художественных школ, начиная от искусства Возрождения и до современных стилей и направлений, характеризуется полифонией взглядов, методов и жанров. Поэтому наследие «зафасадных» мастеров интересно показать не биографически, а эстетически – через поиск стиля, темы, манеры письма, цвета, восприятие времени и себя в нем. 

Живописные и графические работы представленных художников бережно хранятся у наследников и в частных собраниях Москвы, а также в коллекциях крупных художественных музеев России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Саратов, Ярославль, Киров и др.) и ближнего зарубежья (Нукус, Тбилиси, Сухуми, Бишкек). Воспоминания наследников, истории об отдельных произведениях, рассказы о непростой и порой трагической судьбе картин и их создателей, приоткрывают «забытое» искусство, которое долгое время хранилось вдали от посторонних взглядов.