Впервые после реставрации Музей-квартиры Вл.И. Немировича-Данченко Музей МХАТ 21 декабря откроет выставку.
Впервые после реставрации Музей-квартиры Вл.И. Немировича-Данченко Музей МХАТ 21 декабря откроет выставку о спектакле «Пер Гюнт» по пьесе Генрика Ибсена, вышедшем в Московском Художественном театре в 1912 году.
Норвежский драматург Генрик Ибсен – важнейший автор для МХТ, дореволюционного периода его существования. Его пьесы шли здесь, начиная с самого первого сезона: играли «Эдду Габлер» и «Доктора Штокмана», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и «Дикую утку», «Столпы общества» и «Привидения», «Бранда» и «Росмесхольма».
А в 1912 году режиссер Константин Марджанов при участии Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Георгия Бурджалова взялся за «Пер Гюнта».
Павел Ващилин, директор Музея МХАТ: «Феномен этой великой пьесы «Пер Гюнт» в том, что она может восприниматься по-разному, в зависимости от возраста. В детстве – как сказка с приключениями, гномами и троллями. Повзрослев, воспринимается как философская притча о человеке, герое своего времени. В зрелом возрасте становятся понятны с опытом прожитых лет глубокие темы, связанные с поисками человеком самого себя, и осмыслением своей прожитой и непрожитой жизни».
В этот период создатели МХТ активно привлекали для работы в театре новых художников, участников объединения «Мир искусства». На «Пер Гюнта» пригласили Николая Рериха. Когда открывался занавес и на сцене возникали монументальные декорации, изображающие суровые скандинавские пейзажи, выходили актеры в стилизованных норвежских костюмах, публика взрывалась аплодисментами. Музыка Эдварда Грига дополняла производимый эффект. Визуальная сторона спектакля получилась настолько впечатляющей, что затмила игру артистов, хотя актерский состав был прекрасным: Пер Гюнта играл Леонид Леонидов, Сольвейг – Лидия Коренева, Анитру – Алиса Коонен.
«Великолепные, сверкающие роскошью красок и смелостью фантазии декорационные картины Рериха, аккомпанируемые чарующею, полною глубокой нежности и благородной мелодичности музыкою Грига; или, если угодно, наоборот – музыка Грига, иллюстрируемая декорациями Рериха, — вот главное содержание, первенствующий интерес и сильнейшая прелесть спектакля “Пера Гюнта”.... Сценическое действо, собственно сценическое искусство отодвинулись тут на второй план, уступив первенство музыке и живописи», – так писал о премьере критик Николай Эфрос.
Выставка в Музее-квартире Вл.И. Немировича-Данченко позволит прикоснуться к произведениям театрально-декорационного искусства одного из самых самобытных отечественных художников первой половины ХХ века. На ней будут представлены эскизы декораций и костюмов, созданные Николаем Рерихом к «Пер Гюнту», макет к спектаклю, а также фотографии исполнителей главных ролей.
Выставка продлится до 8 февраля 2026 г.
Адрес: Глинищевский пер.,5/7, кв. 52
Официальный сайт: https://museummhat.ru/