Это одно из немногих сохранившихся зданий, построенных на юго-востоке столицы в конце XVIII — начале XIX века. Таможня — образец промышленной эклектики, распространенной в годы активного развития мануфактурного производства в Москве.

Фасадам трехэтажного здания таможни в столичном районе Лефортово вернут исторический облик. Разрешение на проведение ремонтных работ выдано Департаментом культурного наследия города Москвы.

Дом является объектом культурного наследия федерального значения. Это одно из немногих зданий, построенных на юго-востоке столицы в конце XVIII — начале XIX века и сохранившихся до наших дней. Таможня — образец промышленной эклектики, распространенной в годы активного развития мануфактурного производства в Москве. Точная дата возведения постройки неизвестна.

Предположительно, изначально здание использовалось под складские помещения. По другим источникам, этот дом являлся корпусом суконной мануфактуры купцов первой гильдии Алексеевых. На картах строение впервые появилось в 1852 году, а во владения Московской складочной таможни перешло в 1880-х, уже после строительства и соединения Нижегородской и Николаевской железных дорог — современного Горьковского направления Московской железной дороги.

Скорее всего, дом неслучайно возвели вблизи важной транспортной магистрали конца XVIII века — дороги, соединявшей столицу с Владимиром и Нижним Новгородом. В то время район, расположенный на левом берегу Яузы, активно застраивали фабриками имануфактурами. Сегодня здание таможни принадлежит Федеральному агентству по государственным резервам (Росрезерв).

«Таможня на Волочаевской — интересный московский памятник архитектуры. Про него известно не так много, как про другие объекты культурного наследия, однако это не умаляет его ценности. Все работы по ремонту фасадов обусловлены нынешним состоянием здания и пройдут под контролем специалистов Департамента культурного наследия», — отметил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Он также рассказал, что при проведении ремонта фасадов здания специалистам предстоитосторожно удалить цементную штукатурку и краску со стен, привести в порядок и укрепить белокаменную и кирпичную кладки, зачистить швы и обработать поверхности специальным раствором, который защитит их от разрушения и пагубного воздействия окружающей среды. На цокольном этаже восстановят белокаменную и кирпичную кладку, а на завершающем этапе планируется покрасить фасады.

 

Левый берег Яузы

История освоения левого берега Яузы в Москве начинается с XIV века, когда в 1360-х годах в этом месте на высоком холме у древней дороги во Владимир и устья небольшого ручья был основан Спасо-Андроников монастырь. Первая каменная постройка здесь появилась уже в XV веке — это был белокаменный собор Спаса Нерукотворного, его можно увидеть на территории монастыря и сегодня. В этом месте также жил известный русский художник Андрей Рублев (1360–1428) — он принимал участие в строительстве и росписи собора. Предположительно, здесь же находится и могила иконописца, однако точное ее расположение неизвестно. До начала XVIII века Спасо-Андроников монастырь был центром переписывания книг в России.

В XVII веке на левом берегу Яузы начали селиться мельники, стрельцы и иноверцы, не принявшие православия. Тогда же здесь были построены государственные пороховые мельницы. В XVIII веке незаселенные луга — выгоны Андроникова монастыря и Рогожской ямской слободы — вошли в границы Москвы. На планах 1730 года здесь значился денежный двор, который был переоборудован под суконную фабрику.

В середине века неподалеку была построена дворянская усадьба в стиле ампир — дача Строганова на Яузе. Она принадлежала знаменитым промышленникам Строгановым, в честь которых впоследствии была названа Строгановская школа иконописи. Над ее созданием работал архитектор Родион Казаков (1758–1803). Уже в XIX веке новые владельцы — купцы Алексеевы — надстроили усадьбе один этаж. В этом виде здание сохранилось и до наших дней, оно находится рядом с таможней по адресу: Волочаевская улица, дом 38. В 1880-х дачу Строгановых также приобрела Московская складочная таможня.

 

История вопроса

В России складочные таможни появились в 1819 году, когда все таможни по Европейской границе были разделены на четыре класса в соответствии с Таможенным уставом. Речь идет о складочных, главных, декларационных и прочих таможнях. Первые использовались для оформления и уплаты пошлин для всех не запрещенных к ввозу и вывозу в страну товаров, которые могли храниться здесь до восьми месяцев. Необходимость строительства большого складского здания у таможни возникла уже к середине XIX века из-за развития железнодорожного сообщения в стране.

Главное здание Московской главной складочной таможни (сегодня в нем располагается Центральное таможенное управление) было возведено в стиле русского классицизма по проекту архитектора Константина Тона (1774 — 1881).

 

Сохранение памятников

Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в Москве ведется постоянно. Например, реставрация ждет оранжерейные пруды музея-заповедника «Царицыно». А в Замоскворечье летом этого года завершилась реставрация фасадов главного здания Государственного центрального театрального дома-музея имени А.А. Бахрушина. Дом был построен купцом и меценатом Алексеем Бахрушиным в 1894 году по проекту московского архитектора Карла Гиппиуса.

Весной специалисты привели в порядок фасад здания Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Александра Шилова. Это кирпичный особняк, возведенный в 1829 году.