Усадьбу Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных, в которой с 1952 года располагается посольство Индии, начали возводить в первой половине XIX века. Светильники на аттиках и ограде обвиты скульптурами змей, из-за чего особняк называют домом беседующих змей.

Усадьбу Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных ждет масштабная реставрация. Департамент культурного наследия Москвы согласовал проект предстоящих работ. Здание в стиле модерн возвели в начале XIX века. В разное время над его перестройкой работали архитекторы Александр Иванов, Карл Гиппиус и Иван Барютин. С 1952 года в особняке располагается посольство Индии в России.

«Восстановительные работы затронут фасады и кровлю. На фасаде восстановят декоративную отделку начала XX века, отреставрируют штукатурный слой, керамическую облицовку стен и все декоративные элементы. А по исторической фотографии 1930 года воссоздадут металлическое завершение шатра на кровле и фигурный парапет на главном фасаде», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов

История усадьбы Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных

Усадьба строилась в несколько этапов. Впервые на городских картах дом появился в 1822 году — его приобрел ростовский купец Евграф Латышев. Тогда это был деревянный жилой дом на каменном фундаменте, позднее перестроенный — в два этажа в камне. Фасад особняка украсили ризалитом (выступами) с портиком (открытой частью здания, перекрытие которой поддерживают четыре колонны) на уровне второго этажа.

В 1896 году дом перешел во владение благотворителя и коллекционера Алексея Бахрушина и его супруги Анны Бахрушиной, которая была потомственной горожанкой. Они сразу приступили к перестройке здания по проекту Александра Иванова. На южном фасаде появился металлический балкон с ажурной решеткой, поддерживаемый пятью металлическими колонками, в которые одновременно были встроены фонари, освещавшие газон перед домом. Для освещения центральной части дома тоже установили фонарь. До наших дней сохранились лишь некоторые интерьеры этого периода (например, столовая), которые в некоторой степени позволяют судить об общей стилистике дома в конце XIX века.

Облик дома вновь изменился в 1911 году, когда новая хозяйка Глафира Бардыгина поручила провести реконструкцию по проекту Ивана Барютина. Из-за новых пристроек площадь усадьбы увеличилась, композиция главного фасада асимметрично сместилась от оси двухэтажного корпуса к трехэтажному объему, закрепленному шатром, увенчанному куполом и акцентированному пластически насыщенным полукруглым эркером, над которым возвышается аттик. Новый декор выгодно подчеркнул сочетание разновысоких объемов и объединил их единым началом, заложенным в самой системе формообразования модерна.

Некоторые элементы особняка характерны для стиля ар-нуво — картуши (украшения, на которых изображен герб, эмблема или надпись), маскароны (скульптурное украшение здания в форме головы человека или животного анфас), облицовка стен гладкой керамической плиткой, пышная лепнина. Светильники на аттиках и ограде обвиты скульптурами змей, из-за чего особняк называют еще домом беседующих змей.

В 1925 году усадьбу арендовал Госплан СССР, а в 1930-е годы здание занимал Институт экспериментальной биологии. Возглавлял институт академик Николай Кольцов — один из основоположников современной молекулярной биологии и генетики. В 1942 году в доме расположился Институт цитологии, гистологии и эмбриологии.

Александр Иванов (1845–1917) — архитектор, работавший в Санкт-Петербурге и Москве. Он возводил здания в стилях эклектики, модерна и неоклассицизма, участвовал в перестройке Китай-города и центральных площадей столицы, спроектировал гостиницу «Националь» на углу Тверской и Моховой улиц и доходные дома в разных районах Москвы.

Карл Гиппиус (1864–1941) работал в стилях эклектики и модерна. Он был семейным архитектором московских купцов Бахрушиных, а также главным архитектором Московского зоопарка в советские годы.

Иван Барютин (1868–1928) — один из мастеров московского модерна и церковной архитектуры. По проекту Барютина построены церкви, колокольни и жилые дома. Он создавал резные иконостасы и росписи, рисовал ларцы, блюда, предметы интерьера.

«Всего в столице 113 посольских особняков — объектов культурного наследия. Все они представляют собой ярчайшие примеры работ лучших архитекторов и формируют неповторимый облик Москвы. В Дни исторического и культурного наследия, когда открываются двери самых знаковых и красивых зданий нашего города, экскурсии именно на эти объекты — по сути, на территорию иностранных государств — самые популярные у горожан. Уникальные памятники требуют особого ухода и бережного отношения. К примеру, сейчас идут полномасштабные реставрационные работы в одном из красивейших зданий Москвы — особняке Анны Кекушевой на Остоженке, а также в особняке Ивана Миндовского на Поварской улице. Совсем скоро начнется реставрация дома Бройдо — Бурдакова в Денежном переулке. Уже согласован проект реставрации этого прекрасного французского дворца в миниатюре», — добавил Алексей Емельянов.

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Недавно были утверждены проекты реставрации Мостовой башни на Измайловском острове и здания зимнего сада с готической башней и амбаром дачи Ляминых в парке «Сокольники». Кроме того, выдано разрешение на проведение научных и изыскательских работ в павильоне № 51 «Мясная промышленность» на ВДНХ. Он был построен в 1951–1954 годах по проекту архитекторов В.М. Лисицына и С.Г. Чернобая и до 1956-го носил название «Главмясо». Весной следующего года завершится реставрация жилого дома доходного владения супругов Анжелики и Германа Бройдо и мецената Викторина Бурдакова