Под термином «задержка психического развития» (ЗПР) понимается отставание в психическом развитии, которое требует специального, так называемого коррекционного подхода к обучению ребенка, при этом без полного отрыва его от процесса образования в обычных школах.

Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные. Такой ребенок будет менее любознателен – он не стремится понять и даже обращать внимания на происходящие вокруг него явления и события, что обусловлено особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Причины задержки психического развития ребенка

Одни психологи придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией. В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах:

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью. В своем замедленном темпе развития ребенок как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста паспортному, (к примеру, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4–5 лет). Такая форма является наиболее благоприятной – такие дети уже адаптируются в нормальной жизни к 10–12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

Психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы и в принципе выглядят здоровыми. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Церебрально-органического происхождения. Причиной становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные процессы не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают лишь фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы еще и с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Детское заикание – причины возникновения и способы исправления >>

Какие методы адаптации существуют?

По мнению М.Р. Битяновой, адаптировать ребенка к школе – значит приспособить его к развитию. При этом адаптированный ребенок ощущает себя в школьной среде комфортно, так как у него сформированы необходимые психологические свойства, практические и интеллектуальные умения, позволяющие ему соответствовать требованиям и нормам школьной жизни, реализовывать свои способности, решать возможные проблемы самостоятельно или при участии взрослых. Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления:

1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

Дошкольные развивающие кружки и спортивные секции >>

3. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач.

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), соблюдение режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Детские реабилитационные центры — чем в них занимаются, и как они могут помочь детям с особенностями в развитии? >>

Развитие сенсорной и моторной сфер. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Естественной средой общения и эмоционального развития для детей является игра. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Какие конкретные игры помогают развитию ребятам с проблемой ЗРП и активно практикуются в школах и детских садах?

Игра 1

«Вежливые слова».

Цель: развитие чувства уважения, доброжелательного отношения к людям.

Игра проводится в кругу с мячом, который дети бросают друг другу, называя вежливые слова. В конце упражнения обсуждается. Какие чувства вызывают вежливые слова.

Игра 2

«Ты хороший»

Цель: умение замечать положительные качества у других.

Дети разбиваются на пары и находят удобное место для беседы. Решают, кто будет первым говорить добрые слова о другом. В течение 5 минут один ребенок рассказывает о самых лучших качествах, поступках другого. По сигналу дети меняются ролями.

Игра 3

«Отгадай настроение»

Цель: научиться различать чувства и мысли по выражению лица.

Детям предлагается рассмотреть различные картинки, на которых изображены лица с различными эмоциональными выражениями. Затем каждому ребенку выдается карточка с определенным «настроением». Ему нужно показать эмоцию изображенную на картинке мимикой и жестами. Остальные участники должны отгадать.

В конце дети обсуждают, что было трудно показать, а что легко; какие эмоции было легко угадать, а какие тяжело.

Игра 4

«Маленький художник»

Цель: развитие внимания к окружающим людям.

Один из участников – «художник». Он внимательно смотрит, выбирает «натуру», затем поворачивается спиной к детям и начинает «рисовать» (дает словесный портрет). Остальные должны определить, кто был его моделью.

Игра 5

«Передай улыбку по кругу».

Цель: эмоциональное раскрепощение, сплочение группы.

Участники встают в круг, берутся за руки. Ведущий, поворачиваясь к соседу, говорит: «Я дарю тебе свою улыбку»- и широко улыбается. Следующий повторяет то же самое.

Игра 6

«Комплименты»

Цель: развитие умения замечать положительные стороны другого, умение говорить комплименты.

Дети встают в два круга: один внешний, другой внутренний, лицом друг другу. Дети внешнего круга говорят комплименты ребятам внутреннего круга, а они отвечают: «Спасибо, я знаю». Внешний круг двигается по часовой стрелке, пока ребята внешнего круга не скажут всем комплименты. Затем наоборот, дети внутреннего круга говорят комплименты детям внешнего круга. В конце можно обсудить, что лучше: получать или говорить комплименты.

Использование этих игр помогает развитию коммуникативных умений и формированию «открытой» позиции в общении.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Также можно привести в качестве примеров несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.

Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают? >>

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности. Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка. Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3–4 задания), и 1–2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть – продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

9. Наиболее оптимальной методикой обучения грамоте до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» – единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

10. Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром.

11. Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Помимо посещения специалистов и логопедов, необходимо подключить сеансы арт-терапии и дельфинотерапию. По статистике, в трех случаях из четырёх, благодаря дельфинотерапии, при лечении логоневрозов (особенно заикания) наступает улучшение. Количество занятий зависит от сложности заболевания и психологических особенностей пациента. Общение с дельфином, да и в принципе с животными, вызывающими положительные эмоции, стимулирует вербальную экспрессию и способствует речевому и сенсомоторному развитию детей с задержкой психического развития. Эти удивительные животные всегда очень дружелюбно настроены по отношению к человеку. Они любят порезвиться и с удовольствием играют с детьми. После курса специалисты, в зависимости от результатов, примут решение, достаточно ли для одного курса дельфинотерапии, насколько успешны результаты и нужно ли их закрепить.

Также помогают больным деткам и четвероногие друзья. У таких детей при общении с собаками улучшается память, развиваются эмоциональная и умственная сферы. Доказано, что собаки поднимают мотивацию, а потому, например, детей с нарушением речи и слуха учат разговаривать в присутствии собак. Дети с ДЦП проще и легче усваивают двигательные движения, если рядом присутствуют собаки. А в присутствии кошек люди с психическими отклонениями становятся более расслабленными, спокойными, с ними становится проще вести разговор, обучать их чему-либо. Кстати, кошачье мурлыканье ускоряет процесс регенерации тканей. В частности, улучшается состояние костной (укрепляются кости) и эпителиальной (быстро заживают раны) тканей. Так что если у вас еще нет домашнего питомца, обязательно заведите его ради здоровья и развития своего ребенка.

Также существует множество методик, помогающих развивать ребенка с самого раннего возраста, что также благотворно влияет на профилактику психического и интеллектуального отставания в развитии, если вдруг оно выявляется.

Специализированные школы – стоит ли бояться?

Родителям важно знать, что согласно Конституции РФ и Закону об образовании, каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7, 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Поэтому дети с ЗРП имеют право учиться и получать образование, как и все здоровые, только в адаптированных для них учебных заведениях. Представляем вам специальные (коррекционные) школы в г. Москве:

Список учреждений для детей с особенностями в развитии >>

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива.

Что касается результатов адаптации, то в специально созданных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению. Но главное здесь не скорость усвоения, а именно социальная адаптация, степень которой при данных методиках будет практически полностью восстановлена.