Современный ребенок проводит в школе большую часть своего времени. Там он не только обогащается знаниями, но и заводит друзей, общается, самореализуется, ест

Автор фото: Ксения Сырова

Весь школьный комплекс и создает ту среду обитания, где ребенок развивается физически и эмоционально. О том, какой вклад в развитие современной московской школы вносят столичные комбинаты питания, рассказали эксперты и родители.

В Москве все под контролем

Комбинаты предпочитают работать с местными поставщиками продуктов: так и закупать экономнее, и поставки свежее. Разумеете, в производство идут не любые продукты, а только те, что имеют необходимые разрешительные документы и сертификаты. Именно благодаря жесткому многоступенчатому контролю, одной из ступеней которого и являются комбинаты, в столице удается достигнуть высокого качества социального питания.

Николай Фатеев, исполнительный директор комбината питания «Московский школьник»: «При приходе продуктов на производственно-логистический комплекс мы проверяем органолептическим методом их вкус, запах и внешний вид. И если все документы и лабораторные исследования, накладные – все соответствует, мы принимаем продукты. У нас есть санитарные врачи и товароведы, которые контролируют качество».

В двух лабораториях предприятия: бактериологической и химической, контролируется соблюдение норм санитарии на всех этапах производства, ежедневно происходит забор смывов и проб среды с оборудования и рук сотрудников. Даже воздух в здании подвергается многократной очистке и фильтрации, а также в помещениях автоматически поддерживается строго определенная температура. С нового года комбинат успешно перешел на федеральную электронную систему ветеринарного контроля «Меркурий», что значительно оптимизирует и усиливает контроль за качеством поставляемого на производство сырья.

Комбинаты не единственные, кто придирчиво блюдет качество еды. Отдельные позиции предназначенных для питания детей продуктов, такие как сливочное масло и бутилированная питьевая вода, проверяются в лабораториях московского Роспотребнадзора. Ведомство тщательно следит за тем, чтобы поставщики и работники школьных пищеблоков соблюдали санитарные требования. А в самих школах этим занимаются бракеражные комиссии. Активно контролирующую функцию в Москве выполняет и родительская общественность.

Загружаем, запускаем, получаем: как производится еда для школьных столовых

Как верно подметили в Роспотребнадзоре, ни одна комиссия или госорган не подходит так тщательно и с пристрастием к вопросам питания детей, как их родители. Для них комбинаты организуют экскурсии на производство, чтобы взрослые лично убедились в качестве и безопасности продукции. Вот что рассказали побывавшие на таких экскурсиях родители, а также эксперты и общественники.

Попасть в здание комбината можно только в спецодежде и бахилах, а в цех – в резиновых сапогах, предварительно пройдя многократную обработку открытых частей тела водой с антисептиками. Обработку обязательно необходимо проходить на входе и выходе, таким образом в цехах поддерживается чистота, которую сотрудники комбината сравнивают со стерильностью операционной.

Производство разделено на три зоны:

  1. Зеленая зона – это зона сырья и приготовления продукции.
  2. Красная зона – тут готовую еду охлаждают по особой технологии, позволяющей сохранить свежесть продукта и его питательные свойства.
  3. Желтая зона – зона отгрузки готовой продукции.

Гостей впускают только в зеленый зал, в красный посторонним вход строго запрещен. Таким образом максимально минимизируется контакт продукции с внешней средой, что позволяет надолго сохранять ее свежесть.

Само производство максимально автоматизировано, и участие человека в нем сведено к минимуму. Оборудование импортное: немецкое и английское, процедуры контролируются компьютером. В цехах налажено одностороннее движение, от закладки сырья до выхода готового продукта. Блюда готовятся из свежих тщательно вымытых и нашинкованных овощей, охлажденного мяса или птицы, никакой заморозки или порошковых полуфабрикатов в производстве не используется.

Готовую продукцию доставляют в столовые учебных заведений не позднее, чем через 10 дней после выпуска. Отлаженная логистика и строгое соблюдение условий хранения способствует тому, что к детям на столы попадает максимально свежая, сбалансированная и вкусная еда.

Атмосфера улучшает аппетит: ресторан вместо столовки

Одним из важных преимуществ использования услуг комбинатов в том, что школе не нужно заботиться об обслуживании пищеблока – аутсорсер берет все вопросы на себя. Самостоятельно оснащает и модернизирует кухни, повышает квалификацию поваров и так далее. В Москве пошли дальше: вот уже несколько лет там силами комбинатов реализуется проект «Мой школьный ресторан». Идея проекта в том, что обычные скучные школьные столовые полностью преобразуют: интерьер, посуду и даже меню подчиняют определенной тематике. Ее выбирают сами учащиеся путем голосования, над воплощением работает команда профессиональных дизайнеров и художников.

Людмила Мясникова, председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности при московском Департаменте образования: «Школа, скажем так, говорит о том, какой она хочет, чтобы был ресторан. А все остальное – спасибо комбинатам. Они делают ремонт и составляют совершенно новое меню».

«Цели проекта – повышение культуры питания детей, превращение школьной столовой в место общения и отдыха учеников. Чем интереснее и современнее зал, чем более оригинально оформлены блюда, тем больше у детей желания прийти и провести время в столовой на перемене между уроками», – отметили в столичном Департаменте образования.

На сегодня в городе уже действует почти сотня таких ресторанов, из них 22 открылись с 1 сентября текущего года. Среди них «Творческое кафе», тематические рестораны «Творчество Эшера», «Вовка в тридевятом царстве», «Аптекарский огород», «Деревня», «Мосфильм», «Большой театр» и многие другие.

Наталья Кубрак, мама учеников одной из московских школ: «Я очень рада за наших детей, потому что здесь, мне кажется, аппетит у них утроится. Я уже не говорю о том, что меню очень хорошее, и всегда дети едят хорошо».

Кроме привычных блюд в школьных ресторанах дети могут попробовать корн-дог (сосиску в тесте из кукурузной муки), жульен, азиатский вок, смузи, мексиканский бурито или русские блины.

Питание и высокие технологии

Стоит отметить, что высокие технологии присутствуют не только на комбинате питания. Около 94% школ и 97% московских детских садов, а это 4,3 тысячи зданий, подключены к системе «Проход и питание». При помощи компактных карт или браслетов дети могут оплачивать завтраки и обеды в столовых. А следить за рационом ребенка могут сами родители через специальный онлайн сервис.

Евгений Симановский, руководитель проекта «Москвенок» Департамента информационных технологий Москвы: «Ученики также могут с их помощью оплачивать покупки по безналичному расчету через специальные кассы в столовой или буфете. А родители получают оповещения о том, чем питался их ребенок, когда пришел и вышел из школы».

Еще больше пользы

Контролирующие органы и родители подтверждают: питание в московских школах полноценное и сбалансированное – то, что нужно для пользы растущего организма. Но в столице стараются учесть потребности особых категорий детей: страдающих аллергией, диабетом или нарушением обмена веществ. В некоторых учебных заведениях буфеты дополнили точками по продаже полезных перекусов «Здравушка». В них можно приобрести шоколад без сахара, фруктовые чипсы, пюре и конфеты, натуральные соки и батончики из злаков и ягод.

Лина Рахимова, ученица 11-го класса: «У меня, например, аллергия на сахар, поэтому обычный шоколад мне есть нельзя, а такой я покупаю частенько».

Кроме того, в столичных детских садиках, где сейчас детей кормят пять раз в день за счет бюджета, есть безмолочное меню для детей-аллергиков.

Столичные школы не первый год признаются лучшими в стране и даже в мире. И речь не только о высоких стандартах образования и том уровне, что показывают учащиеся. Благодаря стараниям московских властей, а также слаженной работе структур и органов, участию родителей и общественных организаций, учреждения образования в Москве можно смело назвать воплощенными школами будущего.