У наноспутников финалистов программы «Дежурный по планете», поддержанной Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ), есть шанс отправиться на орбиту в 2020 году.

Инженерные модели космических аппаратов старшеклассники собрали в финале Всероссийского конкурса «Спутник моей школы». Разработка и презентация проектов прошли в рамках первой космической программы Образовательного центра «Сириус». 

Организаторами программы «Дежурный по планете» выступают Кружковое движение НТИ, Образовательный центр «Сириус» (Фонд «Талант и успех»), Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), Госкорпорация «Роскосмос» и Фонд содействия инновациям. 

Прежде чем попасть в «Сириус», школьники почти год работали над проектами в рамках отборочных этапов пяти всероссийских конкурсов по трем направлениям: малые спутники, бортовые системы и космические миссии; наземный сегмент; использование и обработка космических данных. Дорабатывать разработки участникам помогали около 50 экспертов из Сколтеха, ЦНИИмаш, РКК «Энергия», Фонда «Талант и успех», Фонда содействия инновациям и других организаций. 

В финале Всероссийского конкурса «Спутник моей школы» старшеклассники собирали наноспутники из недорогих электронных компонентов, алюминиевых сплавов, композиционных материалов. Наиболее зрелая разработка — прототип спутника дистанционного зондирования Земли SamSpace-1— получилась у команды из Самары. Была достигнута договоренность, что с доработкой спутника школьникам поможет Ракетно-космический центр «Прогресс» и Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. 

Запуск космических аппаратов участников программы «Дежурный по планете» может состояться уже в 2020 году. «Роскосмос» реализует специальную программу по бесплатному запуску малых научно-образовательных космических аппаратов. Стоит отметить, что подготовка спутников к отправке — длительный процесс. Для этого аппараты должны быть доработаны, пройти необходимые проверки, испытания, приняты экспертной комиссией. Спутники школьников могут решать различные задачи: изучение особенностей космической погоды, отслеживание радиационных поясов Земли, проведение биологических экспериментов, а также съемка Земли из космоса, например, для наблюдения за климатом, процессами опустынивания и др. 

«Каждый участник смены, приехавший с прототипом космической системы, конечно, хотел, чтобы его аппарат запустили в космос как можно быстрее. За время смены все команды поняли, в каком именно месте на временной шкале от начала разработки до старта ракеты находится их проект, — отметил руководитель проектного офиса программы «Дежурный по планете» Кружкового движения НТИ Антон Рогачев. — Таким образом, у нас получилось отработать модель технологического акселератора космических проектов, в котором команды осознают свои сильные и слабые стороны, тестируют спутники на реальном испытательном оборудовании и планируют доработку своих проектов для реального запуска. А самые упертые и несгибаемые, принявшие все замечания экспертов, имеют высокий шанс отправить на орбиту нашей планеты свои “детища”.  Модель программы состоит в том, что работа идет параллельно и со школьниками, и с их наставниками — активными преподавателями из разных регионов страны». 

Всего участниками космической смены в «Сириусе» стали 93 старшеклассника из 24 регионов России. Программа «Дежурный по планете» является проектом Национальной технологической инициативы от Кружкового движения НТИ и включает пять конкурсов, которые охватывают все стадии космических исследований. В финале школьники представили 13 прототипов, в том числе автономный планетоход, комплекс для старта ракет из стратосферы, ультразвуковое сверло для неземного грунта, поворотную антенну для приема телеметрии со спутников формата CubeSat, энергосистему для наноспутника на суперконденсаторах и другие.