Старшеклассники московской школы №2065 обучили искусственный интеллект понимать человека без слов.

Созданное столичными школьниками умное устройство для оптического распознавания жестов помогает управлять различными системами «умного дома» и комфортнее коммуницировать в социуме тем, кто из-за нарушения речи  «говорить» может только на языке жестов. Это новый способ общения с нейросетью на рынке высоких технологий.

С каждым годом появляется всё больше умной техники, которая работает как от пульта, так и выполняет голосовые команды. Этот функционал для людей с нарушением речи был недоступен, пока команда старшеклассников школы №2065 не решила это исправить.

Интеллектуальное устройство, которое распознает жесты, создано одиннадцатиклассниками школы №2065 Степаном Сорокиным и Рамилем Суворовым, а также ученицей 10 инженерного класса Валерией Кочневой, и напоминает «умную колонку», куда вмонтирована подключенная к компьютеру видеокамера. Камера считывает жест, который перед ней делает человек, ИИ обрабатывает данные и дает команду, например, через систему «умный дом» включить свет. Кстати, сам корпус ребята напечатали на школьном IT-полигоне на 3D-принтере. 

По словам научного руководителя проекта, учителя информатики школы №2065 Романа Перепечаева, для того чтобы нейросеть могла корректно считывать информацию, юные инженеры написали код, определили 21 точку на руке, по распределению которых ИИ и понимает жест. Устройство «запомнило» 26 комбинаций, обозначающих разные команды. 

Идея кажется простой, однако ребятам потребовалось освоить глубокое машинное обучение нейросети. 

Такое оптическое устройство можно устанавливать в разных системах – от «умного дома» до стоек информации в общественных пространствах, например, в МФЦ, социальных центрах или у регистратуры в поликлинике, чтобы, неговорящие пациенты получали нужные сведения о приеме врачей.

Можно сказать, что разработка учеников школы №2065 – это новое слово в развитии искусственного интеллекта. Проект, кстати, на научно-практических конференциях «Инженеры будущего», «Курчатовский проект» и «Наука для жизни» был отмечен жюри и получил призовые места.

Напомним, что система оптического распознавания жестов – не первый социальный проект учеников педагога Романа Перепечаева. Старшеклассник школы №2065 создал сурдоперчатку, которая озвучивает язык жестов и со своим ноу-хау стал самым молодым победителем премии «Сделано в России» в номинации «Наука и технологии — Искатели».