В образовательных организациях Москвы обучается 53 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 20 тысяч – детей-инвалидов, сообщила на пресс-конференции 17 марта 2016 года заместитель руководителя Департамента образования Москвы Марина Смирницкая.
Марина Смирницкая рассказала, что у детей с ограниченными возможностями здоровья есть два пути реализации образовательных возможностей. Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении по решению семьи ребенка. В Москве существуют как отдельные коррекционные образовательные организации, так и коррекционные отделения внутри больших школ. Второй путь – получение образовательных услуг в системе инклюзии. Практически каждая большая школа больших возможностей может предоставить любые специальные условия для обучения детей с любыми нозологиями. 20 тысяч детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Москвы, могут получать услуги как в системе коррекционного образования, так и в системе общеобразовательных школ. На сегодняшний день 316 школ города реализуют инклюзивные практики, и 10,8 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья выбрали для себя путь широкой инклюзии в московских школах.
64 тысячи педагогов подготовлены к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья благодаря широким образовательным возможностям. Сегодня расширяется количество участников Всероссийской олимпиады школьников среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Самое главное достижение – в 2015 году впервые в истории Всероссийской олимпиады школьников пять детей-инвалидов стали победителями и призерами заключительного этапа олимпиады», – сообщила она.
О созданной при Правительстве Москвы межведомственной рабочей группы по делам инвалидов рассказала представитель экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы, председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Юлия Камал.
«Главная задача группы – детальная проработка тех вопросов, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка-инвалида», – отметила она.
Она также рассказала, что Общественные родительские слушания по образованию детей-инвалидов, инвалидов с детства и детей с особыми образовательными потребностями пройдут 22 марта в Москве. В первой части участников слушаний познакомят с различными формами получения образования (очной, очно-заочной, заочной), различными организационными образовательными моделями (надомное, инклюзивное и коррекционное, семейное, дистанционное). Кроме того, будут подробно освещены проблемы разных ступеней образования: ранняя помощь, дошкольное образование, начальное, школьное и пост-школьное, а также рассмотрены проблемы аттестации детей с ОВЗ. На родительских слушаниях будет впервые представлен общественности Проект ресурсных школ, целью которого является обеспечение качественного образования для детей с различными нарушениями в районе проживания.
Для решения проблем ребенка с разными стартовыми возможностями здоровья в системе образования создана модель сопровождения такого ребенка в образовательной организации. В основе модели – Центральная психолого-медико-педагогической комиссия города Москвы.
Руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Москвы Ольга Дониченко сообщила, что родители обращаются в комиссию, если ребенку необходимо создание специальных условий для получения обучения и образования – адаптированная образовательная программа, специальные учебники, методы обучения, индивидуальная или групповая коррекционная помощь и т.д.
«Заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии – основание для того, чтобы ребенку в любой образовательной организации Москвы были созданы те специальные условия, которые рекомендованы комиссией», – отметила Ольга Дониченко.
Об образовательных и профессиональных маршрутах, которые предоставляет колледж малого бизнеса №4 для детей с особыми образовательными потребностями от уровня детского сада до профессиональной образовательной организации рассказала директор Тамара Антонова.
«Модель образовательного комплекса включает в себя систему гибких структурных подразделений, которые обеспечивают равный доступ к услугам образования детей с особыми образовательными потребностями. Построение образовательного маршрута обучения, который является доступным и полезным обучающемуся для его развития в части получения профессионального образования в колледже, – одна из важных задач всего педагогического коллектива», – отметила она.
Посмотреть видео пресс-конференции «От особых образовательных потребностей – к неограниченным образовательным возможностям» можно на сайте Департамента образования Москвы в разделе «Видео».