Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен высоким уровнем развития экономики данного субъекта, существенным профицитом операционного баланса, высоким уровнем самодостаточности и структурной сбалансированности бюджета, значительной ликвидностью бюджета и незначительной долговой нагрузкой.
В Городе проживает порядка 12,5 млн человек (8,5% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного ВРП. Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокий профицит операционного баланса позволяет Городу финансировать капитальные затраты и погашать имеющиеся долги, не прибегая к рефинансированию. Бюджет характеризуется высоким уровнем самодостаточности (доля налоговых и неналоговых доходов составляет 98,2% совокупных — без учета субвенций — доходов бюджета) и относительно низким размером обязательных (по методологии АКРА) расходов — 60% от совокупных расходов (данные в среднем за период с 2015 по 2017 год, а также оценка АКРА за 2018-й). АКРА ожидает, что в 2018 и 2019 годах операционный баланс и доля капитальных расходов Города будут поддерживаться на уровнях не ниже 28% от регулярных доходов и не ниже 26% от уровня совокупных расходов соответственно.
Сбалансированность денежных потоков по статьям доходов и расходов обуславливает высокий уровень ликвидности бюджета. Остатки средств на начало месяца (с учетом депозитов) сопоставимы с объемом расходов за четыре–шесть месяцев, что создает значительный запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных средств бюджета в первой половине 2018 года составили 2,6% налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Уровень долговой нагрузки крайне незначителен и соответствует минимальному уровню риска. На 01.08.2018 долговой портфель Москвы состоит только из облигаций, часть которых (4,3 млрд руб.) подлежит погашению в текущем году, оставшиеся 30 млрд руб. — в 2022-м. По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах Город не будет испытывать потребности в привлечении долгового капитала. Анализ финансового состояния и обязательств предприятий расширенного госсектора Москвы не выявил необходимости выделения бюджетных средств сверх объемов, предусмотренных действующими редакциями соответствующих госпрограмм.
Ключевые допущения
сохранение показателей экономического развития Города на уровнях, существенно превышающих среднестрановые значения;
сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание профицита операционного баланса на уровне 28–30% от регулярных доходов;
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
существенный рост долговой нагрузки;
значительное снижение профицита операционного баланса;
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Облигации сорок восьмого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU32048MOS0 / ISIN RU000A0JNYN1, дата погашения — 11.06.2022, объем в обращении — 30 млрд руб. — ААА(RU);
Облигации шестьдесят шестого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU27066MOS0 / ISIN RU000A0JQHM1, дата погашения — 23.11.2018, объем в обращении — 4,3 млрд руб. — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) были опубликованы АКРА 30.08.2017 и 17.10.2017 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, ISIN RU000A0JQHM1) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (27.08.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Москвы, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.