Мария Котовская: «От нашей работы в сфере этнокультурного образования молодежи столицы сегодня зависит то, какой будет Москва в 2020 году»/

Этнокультурный аспект проблем образования молодежи в Москве обсуждался накануне в Российском Государственном Социальном Университете. О роли учебных заведений в этническом и культурном объединении молодежи и новых педагогических подходах к интернациональному воспитанию рассказали участники тематической секции «Миграционная политика в Москве» VII Московского Гражданского Форума.

«Сегодня в рамках Форума мы рассматриваем проблему образования детей и молодежи в одном из крупнейших городов мира, в котором переплетены судьбы представителей разных национальностей, который должен стать местом для их комфортного проживания и обучения», – сообщила ректор РГСУ Наталья Починок. Она рассказала о технологиях адаптации студентов из разных стран и регионов России: одной из особенностей Университета стала интеграция общественной деятельности в учебный процесс. Студенты участвуют в программе «Социальное волонтерство», организованной РГСУ совместно с «Роспатриотцентром», «Росмолодежью» и «Мосволонтером». Упомянула Наталья Починок и о первом студенческом парламентском клубе «Цель», основанном совместно с представителями Московской городской Думы. Главной задачей этих проектов является воспитание лидерских качеств и вовлечение молодежи в социальную жизнь столицы.

Эксперты РГСУ также отметили эффективность использования интеллектуального потенциала молодежи для этнокультурного объединения: на базе Университета созданы шахматные клубы как площадки для социальной работы и подготовки педагогов-организаторов.

Помимо высшего образования важнейшей задачей современного московского общества остается школьное образование детей мигрантов, считаю общественники. Согласно статистике, в столице постоянно проживает около 1 миллиона иностранных граждан, в том числе дети: из них только около 25 тысяч получают образование в московских школах. «Дети мигрантов должны обучаться в московских школах, но при этом важно учитывать интересы и московских детей», – говорит  директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский.

Представитель Департамента образования города Москвы Александра Киселева поддержала эту идею: согласно Концепции Правительства Москвы по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений (Постановление от 22.06.2010 N 522-ПП), наравне с воспитанием толерантного и уважительного отношения москвичей к представителям других культур и религий необходимо обеспечить социальную и культурную адаптацию детей мигрантов.

В ноябре 2015 года в столице будет запущен проект «Мой дом – Москва», задача которого – знакомство школьников с культурой различных народов и формирование региональной идентичности жителей нашей страны; в него также включена переписка с детьми из других регионов России.

Участники круглого стола говорили о значимости дискуссионных площадок для взаимодействия представителей образовательных учреждений, органов исполнительной власти, Правительства Москвы и общественности в решении межнациональных вопросов. Так, в ближайшее время в Общественной палате Москвы будут проанализированы первые итоги реализации Стратегии национальной политики города. А 20 ноября Межкомиссионная рабочая группа ОПМ по общественному контролю за модернизацией системы образования проведет Конференцию по итогам 2015 года (начало в 12.00).

По итогам круглого стола, эксперты сошлись во мнении, что сейчас необходимо создавать программы повышения квалификации и мотивации педагогов, работающих с детьми мигрантов (в том числе, на базе Московского института открытого образования) Особо подчеркивалось, что нужно открывать и поддерживать кафедры русского языка за рубежом. Кроме того, на мероприятии прозвучали предложения об организации системного образования и патриотического воспитания детей и молодежи, создании поликультурных образовательных центров, привлечении СМИ к образовательному процессу (телеканалы и телепередачи на национальны языках). В ряду мер по улучшению ситуации этнокультурного аспекта образования молодежи также предлагалось создать учебно-методический Совет по анализу образовательных программ для мигрантов, обсудить вопрос об обучении московских детей при переезде в другие регионы страны и привлекать горожан к оценке работы педагогов с детьми и молодежью.

Модератор круглого стола – соруководитель направления «Миграционная политика в Москве» VII Московского Гражданского Форума, член Общественной палаты Мария Котовская отметила: «Тема образования важна в научно-практическом плане. Все решения, принятые сегодня, будут переданы Департаменту образования и Правительству Москвы».

2 декабря состоится итоговое Пленарное заседание Форума с участием Мэра Москвы С.С. Собянина, где эксперты представят свои предложения по реализации Стратегии национальной политики столицы.