Значительная часть мошеннических звонков пожилым людям приходится на города-миллионники.
Фото: pixabay
Ко Дню пожилого человека МТС проанализировала активность мошенников в мобильной сети. С января по сентябрь 2025 года сервис «Защитник» от МТС заблокировал 633 млн 956 тыс. мошеннических звонков людям старше 60 лет, что в 2,6 раза больше, чем годом ранее. На эту группу пользователей мобильной связи приходится порядка 20% от всех мошеннических звонков в России.
Мошеннические звонки в отношении пожилых людей требуют особого внимания. Одним из ключевых трендов становится переход от массовых звонков к продуманным продолжительным атакам на пенсионеров. Анализ данных сервиса «Защитник» показал, что средняя длительность одного мошеннического звонка у пользователей пенсионного возраста составляет 18,6 минут, что говорит о применении сложных социально-инженерных методов в адрес этой категории граждан. К примеру, средняя длительность разговора с мошенниками граждан от 18 до 60 лет составляет 40 секунд. Мошенники целенаправленно инвестируют своё время в установление доверия и психологическое давление, разыгрывая многоходовые сценарии, основанные на различных ситуациях с родными и близкими, звонками из государственных учреждений. Каждый 10 пенсионер в месяц получает порядка 10 мошеннических звонков.
С увеличением количества мошеннических схем развиваются и механизмы защиты. Подход от стандартной блокировки подозрительных номеров эволюционировал в сторону комплексного анализа поведенческих паттернов и предиктивной аналитики. Примером этого подхода является самая массированная атака на пенсионера, которая пришлась на жителя Краснодара. В сентябре ему пытались позвонить 4 132 раза. Все вызовы были своевременно классифицированы как потенциально опасные и заблокированы сервисом «Защитник».
Значительная часть мошеннических звонков пожилым людям приходится на города-миллионники — более 50%. Лидером по количеству таких звонков является Москва, на которую приходится 25% от всех звонков. Далее следуют Санкт-Петербург (7%), Краснодар (6,5%) и Екатеринбург (4%).
«С каждым годом мы видим трансформации мошеннических схем, которые становятся всё более персонализированными. В этих условиях наша задача — не просто фильтровать звонки, а создавать проактивные решения. К примеру, в этом году мы запустили бесплатную функцию „Защитник для своих“, которая позволяет семье стать ключевым звеном в защите уязвимых родственников. С помощью сервиса пользователи получают оповещение, если их близкий в данный момент говорит с мошенником», — комментирует директор продукта «Защитник» Андрей Бийчук.
Ко Дню пожилого человека команда МТС подготовила социальный ролик, который обращает внимание на важность общения с пожилыми людьми. Проект подчёркивает, что простое человеческое внимание и забота становятся самой надёжной защитой, в том числе от мошенников, которые нередко пользуются их одиночеством.