«Ювелирную» одиннадцатичасовую операцию по удалению опухоли мозжечка головного мозга впервые провели нейрохирурги ГКБ 81. Пациентка 66 лет поступила в больницу с жалобами на боль в затылочной части головы, тошноту, повторную рвоту, повышенную сонливость.  Состояние женщины быстро ухудшалось. Срочно провели исследование КТ головного мозга, в ходе которого были обнаружены объемные образования (метастазы) обоих полушарий мозжечка. Все это сопровождалось отеком и сдавливанием продолговатого мозга, наблюдалась острая гидроцефалия, т.е. желудочки мозга были переполнены ликворной жидкостью.

«Ювелирную» одиннадцатичасовую операцию по удалению опухоли мозжечка головного мозга впервые провели нейрохирурги ГКБ 81.
Пациентка 66 лет поступила в больницу с жалобами на боль в затылочной части головы, тошноту, повторную рвоту, повышенную сонливость. Состояние женщины быстро ухудшалось.
Срочно провели исследование КТ головного мозга, в ходе которого были обнаружены объемные образования (метастазы) обоих полушарий мозжечка. Все это сопровождалось отеком и сдавлением продолговатого мозга, наблюдалась острая гидроцефалия, т.е. желудочки мозга были переполнены ликворной жидкостью.
Больная в критическом состоянии. Обнаруженные опухоли были вторичными, и их удаление не решило бы основной проблемы, но если их срочно не прооперировать, то у женщины не было бы шансов выжить. И, несмотря на то, что отделение нейрохирургии в ГКБ 81 создано всего год назад и подобных оперативных вмешательств еще не было, хирурги во главе с молодым талантливым заведующим отделением Евгением Александровичем Сосновским принимают однозначное решение – оперировать. Оперативное вмешательство провести в несколько этапов.





Необходимо было обследовать весь организм и найти первопричину, т.е. найти первичную опухоль. Но симптоматика нарастала быстро. Опухоль пережала ликворные пути, и отток внутримозговой жидкости был нарушен, нарастала гидроцефалия. Поэтому первым этапом оперативного лечения выполнили наружное вентикулярное дренирование. Через небольшое отверстие в черепе установили дренаж (тоненькую трубочку) и обеспечили отток спинномозговой жидкости из желудочков мозга. На следующий день после операции больная пришла в сознание, головная боль утихла.
Затем провели полное обследование организма: сделали КТ (компьютерную томографию) легких, брюшной полости, УЗИ, взяли всевозможные анализы. Все это надо было сделать в кратчайшие сроки, так как дренажная трубка – это открытый путь к инфицированию. За три дня все результаты были готовы.
Обнаружена раковая опухоль легкого, которая и дала метастазы в головной мозг.
Далее сложнейшая операция - декомпрессивная трепанация черепа на задней черепной ямке. 11 часов за жизнь женщины боролась целая команда медиков, начиная от врача реаниматолога-анестезиолога (Николай Пономаренко) и сестры-анестезиста до бригады врачей-нейрохирургов (Евгений Сосновский, Михаил Бабаев, Михаил Хачатрян) и операционной сестры. Затруднительный доступ к опухоли требовал сложного наркоза.
Операция проводилась с использованием интраоперационного микроскопа и нейронавигации. Работа ювелирная, необходима была высокая квалификация нейрохирурга. Рядом были расположены жизненно важные центры. Любая неверная манипуляция могла привести к инвалидности пациента, либо к летальному исходу. В ходе операции удалили две опухоли (метастазы) каждая размером с куриное яйцо.
После операции состояние больной стабилизировалось.
Через два дня дренаж был удален. Неврологическая симптоматика не нарастала. Операционный период протекал благоприятно. Через 5 дней больная уже смогла подняться. Сейчас женщина выписана на лечение основного заболевания – рака легкого - под наблюдение онколога.