Артефакты обнаружили при раскопках недалеко от Гоголевского бульвара. Рисунки на изразцах были сделаны в сложной технике росписи по сырой эмали.

Во время раскопок вблизи Гоголевского бульвара археологи обнаружили порядка 500 фрагментов печных изразцов XVIII века. Они представляют собой все элементы печного убранства: лицевые и угловые изразцы, пояски, карнизы, колонки и перемычки.

Керамические изразцы расписаны в монохромной технике оксидом марганца по белой эмали, который и придает изображениям редкий пурпурный оттенок.

«Эти рисунки выполнены по сложной технологии, которая пришла в Россию во времена Петра I. После первого обжига плитку покрывали белой эмалью, а затем роспись наносили на сырую, а не на высохшую, как раньше, поверхность. Краски впитывались в эмаль, а затем, во время второго обжига, закреплялись на ней. Благодаря такой технике покрытие получалось прочным, а изображения — очень четкими. Правда, она требовала большого мастерства от художника, так как рисунок на сырой эмали исправить уже было невозможно. Кстати, такие изразцы стоили недешево, и позволить их себе могли только состоятельные люди», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

В землю осколки изразцов попали в результате перекладки печи одного из жилых домов. Как предполагают специалисты, это произошло в первой половине XIX века. Сейчас они внимательно изучают находки и пытаются восстановить изразцы по уцелевшим фрагментам, которые хорошо сохранились. После исследований коллекцию передадут в один из московских музеев.

Сюжеты для росписи художники брали из западноевропейских сборников, преимущественно голландских. Они переводились и издавались в России. Альбомы включали в себя сотни гравюрных рисунков с поясняющими надписями на нескольких языках. Там можно было найти библейские и мифологические сюжеты. Также в сборниках были рисунки на темы нравственности и воспитания.

Для образованного человека XVIII века, знакомого с толкованием библейских и мифологических символов, набор сюжетов на подобных изразцах служил своего рода отсылкой к литературным источникам. В рисунках были зашифрованы государственные и общественные идеи, принципы христианской морали.

Так, например, археологи восстановили изразец с ветхозаветным сюжетом: кит, проглотивший пророка Иону за непослушание Богу, отпускает его на сушу. В чреве кита пророк провел три дня и три ночи, вымаливая прощение.

На одном из найденных фрагментов изображена девушка с веслом. Это аллегорический образ, символизирующий управление своими чувствами.

В Москве археологи периодически находят предметы, хранящие память о жизни города и прошлых поколений. Специалисты изучают их состояние и определяют ценность, после чего принимают решение, как их сохранить.

В августе специалисты обнаружили следы небольшой литейной мастерской, которая находилась недалеко от улицы Сретенки в XVII — начале XVIII века.

Археологи нашли фрагменты резервуара для воды — большой деревянной бочки, а также ремесленные инструменты. Это два керамических тигля — специальных горшка, которые использовали для первичной выплавки металла из руды, а также часть каменной литейной формы.

В июле вблизи Новокузнецкой улицы также были найдены печные изразцы второй половины XVIII века с цветной росписью.

В районе Южное Медведково археологи обнаружили фрагмент верхней части резной белокаменной колонны и часть фигурки из бивня мамонта. Специалисты датируют эти находки XVIII веком. Вероятно, именно в это время из камня была высечена колонна, которая украшала фасад одной из усадебных построек. В том же столетии из средней части бивня мамонта была выточена и фигурка.

Весной специалисты обнаружили револьвер XIX века и милицейскую кокарду на Долгоруковской улице.  Здесь же был найден клад из 97 серебряных и медных монет времен правления Николая II.

За последние восемь лет московские археологи нашли около 35 тысяч артефактов.