Выставка «Своими словами», которая пройдет в галерее «КИНО» с 9 по 18 ноября, познакомит зрителя с живописью, графикой и арт-объектами художника Нины Гурьевой.

В проекте представлено около 50 работ из четырёх циклов, посвящённых известным произведениям классической литературы, за которыми стоят авторские художественные впечатления и ассоциации. Художник обращается к роману Эрнеста Хемингуэя «Фиеста (И восходит солнце)», трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», тетралогии Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» и русской народной сказке «Финист-Ясный сокол». Нина Гурьева предлагает «прочесть» эти книги сквозь призму восприятия художника театра и кино, рассмотреть за костюмами и декорациями кулис эмоции авторов и их героев.

«Все эти литературные произведения хорошо известны, их неоднократно иллюстрировали и экранизировали. Для меня было интересно представить их по-новому, рассказать о них своими словами. Вложить свой смысл в известные слова. При создании каждого цикла, я отталкивалась именно от языка, будто переводила текст с одного языка на другой, превращая слово в изображение», – говорит Нина Гурьева. 

Помимо обычных графических техник на бумаге и картоне, – Нина рисует темперой, часто дополняя её графитным карандашом, – несомненный интерес зрителей вызовет сложная авторская разработка. Так, в прочтении великого творения Шекспира «Ромео и Джульетта» словно оживает итальянская фреска эпохи Возрождения. В цикле из 15 работ автор имитирует технику альфреско, используя при этом необычные для классической живописи материалы – на пенополистирол сначала наносятся грунт и фасадная шпатлёвка, а уже потом темпера. Публично цикл экспонируется впервые, как бы завершая Всемирный год Шекспира, объявленный в связи с 400-летним юбилеем великого британца.

Цикл, созданный Ниной Гурьевой по мотивам «Путешествий Гулливера» – результат освоения мультипликационного по своей утрированности образа языка. Здесь автору удалось передать ощущение абсурда, искажая и утрируя не только пропорции костюма, но и пропорции фигур.

В авторской интерпретации «Фиесты» за сдержанностью и лаконичностью прочитывается внутренний накал эмоций. Техника многослойного нанесения цветовых пятен и линий передаёт внешне простой, но наполненный глубоким смыслом язык Хемингуэя. Помимо законченных эскизов к роману, будет представлена почти вся экспликация книги – изображение наиболее важных её эпизодов, по сути – цветная «раскадровка».

Сказка – это истоки, основа классической литературы. Её история и язык просты. Как геометрия в изобразительном искусстве. Как символ, знак. «Финист-Ясный сокол» у Нины Гурьевой звучит как авангардная симфония лоскутных одеял.

С помощью изданного в рамках выставочного проекта каталога-альбома, в который включено гораздо больше произведений, чем показано на персональной выставке, можно приоткрыть дверь художественной мастерской автора, увидеть, как рождались эти работы. Тут и поиски силуэтов и колористической гаммы, зарисовки костюмов и процесс превращения чёрно-белой графики в полноформатные картины. Особенностью альбома, безусловно, являются точно выбранные цитаты из оригинальных текстов. Они, вкупе с комментариями Нины к её работам, помогают зрителю проникнуться атмосферой первоисточников. Как определяет свою задачу Нина Гурьева«Надеюсь, зрителям понравится мой изобразительный пересказ, и он вдохновит их прочитать или перечитать эти книги».

Галерея КИНО. Адрес: Москва, ул. Малая Молчановка, д. 8, строение 2 (метро: БаррикаднаяАрбатская).