Музей современного искусства "Гараж" — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю. 

Юбилейный, десятый по счету, «Арт-эксперимент. Вы в эфире» посвящен поэтическим, магическим и мнемоническим свойствам запахов. Название проекта отсылает к популярной концепции эфира. Согласно ей, эфир — универсальная всепроникающая среда, посредством которой совершается перемещение энергии. В 1875 году викторианские физики Бальфур Стюарт и Питер Гатри Тейт в своем труде «Невидимая Вселенная» предложили понимать эфир как хранилище образов, ощущений, форм и чувств — иными словами, как особое пространство памяти. Во время новогодних и рождественских праздников, в момент перезапуска календарного цикла, Музей «Гараж» приглашает принять участие в «Арт-эксперименте» и войти в эфир — это особое мистическое пространство. 

Посетителей встретит работа шотландской художницы Кэти Патерсон «Свеча (от Земли к черной дыре)». Запахи, которые источает свеча во время горения, соотнесены с маршрутом космического путешествия от нашей планеты к черной дыре. Связав ароматы, возникающее на этом «пути» с небесными телами Солнечной системы — Солнцем и Луной, Венерой и Марсом, Поясом астероидов — художница предлагает с помощью обоняния совершить воображаемый полет в открытый космос. 

В атмосферу таинства перенесет воркшоп «Алхимия ароматов», разработанный парфюмером и химиком Анной Агуриной специально для «Арт-эксперимента. Вы в эфире». Участники воркшопа под руководством медиаторов создадут парфюмерные композиции, соединив ароматы, отражающие те или иные стихии, природные элементы (огонь, вода, земля, воздух). 

В пространстве высокотехнологичной инсталляции «Лица запаха» творческого объединения из Екатеринбурга «Куда бегут собаки» посетители примут участие в процессе газоанализаПриблизившись к нюхательными трубкам датчиков, которые собирают и анализируют персональные ароматические данные, участники «Арт-эксперимента» увидят портрет собственного запаха. Работа коллектива «Куда бегут собаки» — это не только приглашение исследовать себя, но и тревожное напоминание о том, что в мире стремительно эволюционирующих технологий собственный запах человека, так же как и отпечатки пальцев, образец голоса или рисунок вен, может стать еще одним способом биометрического контроля в руках корпораций или государства. 

Знакомство с ольфакторным искусством продолжит инсталляция норвежской художницы Сиссель Толаас «MeMoMe_2020» —собрание абстрактных запахов, которые не отсылают ни к одному реально существующему предмету или ситуации, но кажутся смутно знакомыми. В основе этой работы — «прустианский эффект», способность запахов вызывать к жизни воспоминания. Эффект назван по имени французского писателя-модерниста Марселя Пруста: в романе «По направлению к Свану» рассказчик подносит ко рту «ложечку чаю, в котором намочил кусочек мадлены», и его настигает волна теплых переживаний из прошлого. Точно так же уникальные запахи в работе «MeMoMe_2020» свяжутся с новогодним моментом «Арт-эксперимента» в «Гараже» и напомнят о нем в будущем. 

Путешествие завершится мастер-классом американской художницы Джесс Хирш «Как собрать букет энергий?». Объединяя элементы нетрадиционных лечебных практик и арт-терапии, художница вместе с посетителями составит «целительные букеты», цветы в которых отвечают за те или иные эмоциональные состояния. Вместе с букетом участникам «Арт-эксперимента» будет предложен один из заранее подготовленных пешеходных маршрутов по Москве. Прогулки по городу, так же как и букеты, призваны отразить или улучшить настроение посетителей. 

Проводниками по «Арт-эксперименту» традиционно станут медиаторы Музея — они помогут «настроить» восприятие и вместе с посетителями отправятся в увлекательное путешествие по миру прозрачных и призрачных материй. Бестелесная природа запаха подчеркнута архитектурным решением — функцию стен выполняют невесомые полупрозрачные тканевые завесы. Чтобы участникам «Арт-эксперимента» было проще ориентироваться в столь «эфирной» среде, при поиске запахов — невидимых, но крайне важных (как ударения в словах, воспоминания или божественные сущности), — «Гараж» совместно с иллюстратором Олей Левиной подготовил карту-путеводитель. Карта позволяет подчерпнуть информацию о работах художников, делать путевые заметки, а также предлагает поучаствовать в небольшой игре на внимательность и эрудицию. 

«Арт-эксперимент» — флагманский проект публичной программы Музея «Гараж», запущенный в 2010 году. Каждый следующий «Арт-эксперимент» не похож на предыдущий, однако главным действующим лицом проекта всегда являются зрители, которым Музей предлагает открыть в себе ребенка и/или художника. 

Куратор: Ярослав Воловод 
Когда: со 2 по 12 января 2020 года
Где: пространство «Лаб» и Атриум Музея «Гараж» 

«Секретики» — известная детская забава советского времени. Показ избранным друзьям «секретиков» — ценных мелочей, скрытых в земле под куском стекла — становился ранним опытом формирования круга «своих», а их разорение — опытом вторжения в личное пространство.  

Через сравнение с «секретиками» выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает подпольное искусство как тайное знание, доступное кругу друзей и единомышленников, и нуждающееся в защите от внешних сил идеологического контроля и цензуры. В советское время, однако, «секретиками» становились не только произведения искусства, но и духовные практики — от йоги и эзотерики до альтернативной медицины. В то же время выставка, в основе которой находится Архив Музея «Гараж», исследует человеческую склонность к тайне и ритуалам «засекречивания».  

История сосуществования подпольных художественных методов, духовных устремлений контркультурных движений, а также неофициальных оздоровительных экспериментов в СССР периода застоя будет представлена на выставке как единая экосистема. Произведения искусства, объекты неизвестного назначения и архивные материалы (дневники, фотоальбомы, самиздат) объединены в общую смысловую сеть.  

Запечатанные конверты самоуничтожающихся сообщений. Погребенные капсулы времени. Игры с правилами, которые никогда не раскрывались. Произведения искусства, посаженные в открытом поле, как картофель, и живой художник, выкопанный из временной могилы. Выставки-квартирники в полной темноте или с экспонатами, скрытыми на виду среди скучных предметов повседневной жизни. Все это — загадочные конструкции советского нонконформистского искусства Вячеслава Ахунова, Армена Бугаяна, Риммы и Валерия Герловиных, Андриса Гринбергса, групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и других. В выставке они сопоставлены с экспериментами мыслителей и активистов неподцензурной литературы (Гейдара Джемаля, Юрия Мамлеева и других).  

Особенности духовного самосознания советских хиппи и других нонконформистов проиллюстрированы документами о взаимодействии с китайской «Книгой перемен», практиках йогиэкуменизме. Кроме того, выставка продемонстрирует влияние неофициальной культуры на более широкие социальные слои и расскажет о телесных практиках «заботы о себе» в пронизанном коллективизмом СССР брежневской эпохи. 

Художник Ян Гинзбург создаст для выставки инсталляцию «Комната гениев» — вариацию «доски почета», на которой будут собраны портреты мыслителей и политиков, считавшихся в официальной культуре СССР носителями мудрости и истинного знания. С обратной стороны этого пантеона будут представлены фотографии людей с мимическими расстройствами, сделанными психиатром Лазарем Сухаребским в 1960–1970-е годы. «Комната гениев» послужит и постскриптумом к непростой истории ХХ века, и размышлением о границах психической нормы и стратегиях ее насильственного утверждения в советской повседневности. 

«Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985» продолжает серию выставочных проектов Музея, основанных на документах, хранящихся в Архиве «Гаража», среди которых — «Перформанс в России: картография истории» (2014), «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» (2015), «Холин и Сапгир. На правах рукописи» (2017). 

Куратор: Каспарс Ванагс в сотрудничестве с Валентином Дьяконовым, Андреем Мизиано и Сашей Обуховой, кураторами Музея «Гараж» 
Архитектор: Рихардс Фунтс 
Исследователи: Валерия Диденко, Ольга Широкоступ  
Когда: с 12 декабря 2019 по 24 мая 2020