Зрители проекта — вся страна. За месяц ежедневных трансляций было зафиксировано около 8 млн уникальных просмотров.

«Большие гастроли-онлайн», уникальный онлайн-проект Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ, стартовал 26 марта 2020 года в период введения повышенных мер безопасности для профилактики распространения коронавирусной инфекции. Когда сотни гастрольных туров были отменены и тысячи залов театров по всей стране приостановили работу, из спектаклей региональных и ведущих театров страны была собрана онлайн-программа. После нескольких недель огромной популярности проекта, 20 апреля 2020 года был запущен и всероссийский конкурс театральных рецензий для молодых критиков. 

«Федеральная программа «Большие гастроли», созданная по инициативе В.В.Путина в 2014 году, седьмой сезон встретила в условиях пандемии, но продолжает масштабное развитие единого культурного пространства страны. Когда театральные залы по всей стране приостановили работу, Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности собрал заявки от театров всей страны и запустил направление «Большие гастроли-онлайн»Переживая тяжелый период самоизоляции вместе с театрами, мы, одновременно, используем это время для открытия новых форм взаимодействия и возможностей. Как показал первый месяц созданного нами «виртуального» гастрольного турас помощью онлайн-технологий удается охватить миллионы зрителей, благодаря крупным информационным партнерам привлечь новую зрительскую аудиторию, через Интернет получить новый живой отклик, обратную связь с публикой и театрами со всех уголков страны. В ожидании восстановления театрального сезона, мы хотим дать возможность каждому театру быть увиденным сотнями тысяч зрителей, которые запомнят трансляцию спектакля и будут ждать его приезда в свой город, когда все обязательно наладится», — комментирует генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова

«Более того, 20 апреляна волне высокого зрительского интересом к проекту, на базе отсмотренных спектаклей мы смогли запустить конкурс театральных рецензий для молодых журналистов и критиков. Мы хотим открыть новые имена, услышать новое слово о театре как от молодого поколения, так и профессионалов» 

Зрители проекта — вся страна. За месяц ежедневных трансляций было зафиксировано около восьми миллионов уникальных просмотровВзрослые и дети смогли увидеть бесплатно 35 спектаклей театров из 22 регионов, театральные постановки 30 театров из 23 городов России. 

На карте «Больших гастролей-онлайн» оказались Владимир, Москва, Хабаровск, Санкт-Петербург, Калининград, Якутск, Иваново, Оренбург, Орск, Саратов, Липецк, Улан-Удэ, Астрахань, Архангельск, Екатеринбург, Сыктывкар, Новокузнецк, Нижний Новгород, Омск, Тверь, Томска также Минск (Республика Беларусь). 

Абсолютным лидером охвата стал спектакль "Сердце не камень" по пьесе А. Островского театра "Et Ceteraп/р А.Калягина  867 093 просмотра! Спектакль "Васса Железнова. Первый вариант", поставленный Малым театром по первому, менее известному варианту произведения Максима Горького, посмотрели 447 379 человек.  

Также, стабильный интерес у публики вызвали спектакли на социальные темы. Трагикомедию "Тайм-аут" про поколение, чья юность пришлась на бурные девяностые, поставленную Тверским ТЮЗом, посмотрели 328 435 зрителей, а спектакль-модификацию "Герой нашего времени", в котором действие повести М.Ю. Лермонтова переносится в наше время (Астраханский драматический театр), вызвал интерес у 378 523 зрителей.  

Стабильно высока аудитория любителей классических опер и балета. Так, балет "Вешние воды" Саратовского театра оперы и балета посмотрели 294 337 человек, оперу "Турандот" Московского музыкального театра "Геликон-опера"  263 530 человек. 

Среди детской аудитории наибольшим успехом пользовались народные и классические сказки. Лидером в этой группе зрителей стала прямая трансляция спектакля "Приключения Ашота-бедняка" Бурятского республиканского театра кукол "Ульгэр" (428 712 просмотров) и кукольный спектакль по сказке А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" Омского государственного театра куклы, актера, маски "Арлекин" (327 411 просмотров). Пантомима "Кот в сапогах" Екатеринбургского ТЮЗа собрала 248583 просмотра.  

Программа «Больших гастролей-онлайн» собрана с расчетом на самую широкую аудиториюУже первые недели проекта показали, что зарубежная и русская классика пользуются популярностью у зрителей. Максим Горький и Эден фон Хорват, Михаил Булгаков и Эрнст Теодор Амадей Гофман, Михаил Лермонтов и Карло Гоцци, Иван Тургенев и Шарль Перро. Но безусловными фаворитами по-прежнему остаются У. Шекспир, А.С. Пушкин и А.Н. Островский.  

Жанровое многообразие «Больших гастролей-онлайн» охватывает все пласты драматургии от мелодрамы и старого доброго водевиля до трагикомедии и драмы. Также в поле внимания зрителей оказались классические сюжеты и тексты, перенесенные в современную действительность. Так, например, действие спектакля "Герой нашего времени" (Астраханский драматический театр) с сохранением без купюр текста Лермонтова происходит в наше время. "Геликон-опера" в спектакле "Орландо, Орландо" создал новую реальность, объединив великолепное генделевское произведение и трагичную историю, случившуюся в Орландо (штат Флорида, США). Вызвал зрительский интерес также опыт Нижегородского театра драмы им. М. Горького, поставившего далекую от хрестоматийности, но не от Горького, пьесу "На дне". 

Многообразна палитра красок и техник, используемых художниками-постановщиками в оформлении спектаклей. Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова, буквально следуя шекспировской фразе "и в смертной схватке с целым морем бед" в своем "Гамлете" заливает сцену несколькими тоннами воды. Неотъемлемой частью сюжета вода становится и в "Герое нашего времени". В оформлении сказочной поэмы "Руслан и Людмила" (Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин) одновременно используются рисунки А.С. Пушкина, взятые из оригиналов рукописей поэта, видео- и лазерные проекции. 

Среди показанных спектаклей немало титулованных постановок. Так, пантомима "Кот в сапогах" (Екатеринбургский ТЮЗ) стал лауреатом Международного Большого детского фестиваля. Бурятский республиканский театр кукол "Ульгэр" за спектакль "Поющая стрела" завоевал премию "Золотая маска" сразу в двух номинациях. На эту, самую престижную театральную премию, были номинированы спектакли: "Журавлиные перья" (Тверской государственный театр кукол), "Зимняя сказка" (ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург) и "На дне" (Нижегородский театр драмы им.М. Горького). Лидерами по числу номинаций стали спектакль «Мойры Петроградского района» (5 номинаций) Московского областного театра кукол и спектакли московского театра "Геликон-опера": "Орландо, Орландо" (6 номинаций) и "Турандот" - сразу 7 номинаций на "Золотую маску". 

Расписание ближайших показов на неделе с 27 апреля по 3 мая: 

27 апреля 19:00 — «Село Степанчиково и его обитатели», 12+, Малый театр России / 2 часа 54 мин 

28 апреля 19:00 — «Леди Макбет Мценского уезда», 18+, Камерный драматический театр под руководством Б.И. Голодницкого (г. Кострома) 2 часа 7 мин 

29 апреля 15:00 — «Морозко», 6+, Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац / 1 час 33 мин  

30 апреля 19:00 — «Дуэль», 16+, Кировский государственный ТЮЗ «Театр на Спасской»/ 2 часа 3 мин 

*Спектакль "Дуэль" в 2019 году награждён Премией Правительства России за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики. 

1 мая 15:00 — «Сказка о рыбаке и рыбке», 6+, Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева/ 42 мин  

2 мая 19:00 — «Гроза», 12+, Архангельский театр драмы им. М.В.Ломоносова / 2 часа 32 мин 

3 мая 15:00 — «Смех и не только», 7+, Театр кукол Республики Мордовия/ 57 мин 

Напоминаем, что программа состоит из трансляции как видеозаписей, так и прямых эфировкогда актеры выступают в пустом зале специально для зрителей «Больших гастролей-онлайн». Так, Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности взял на себя организацию и финансовые расходы для прямой трансляции спектакля «Мойры Петроградского района» из Московского областного театра кукол. Прямые эфиры также организуются в регионах дирекциями театров. Так, при финансовой поддержке Федерального центра Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» показал в пустом зале спектакли «Эльфы, и тролли, и Волшебный шар» и «Приключения Ашота-бедняка». 

С первого показа проекта перед трансляцией к зрителям обращаются кумиры театра и кино, директора театров.  

Колоссальную моральную поддержку в это непростое время оказали звезды российской сцены, обратившиеся со словами поддержки к аудитории "Больших гастролей-онлайн": Алла Демидова, Вера Васильева, Светлана Немоляева, Евгения Симонова, Сергей Безруков, Виктор Рыжаков, Нонна Гришаева, Сергей Гармаш, Игорь Петренко, Ольга ЛерманИрина Пегова, Юлия Пересильд, Игорь Верник, Максим Матвеев. 

Также поддержку театралам и своим коллегам выразили деятели театрального искусства: Дмитрий Бертман, Дмитрий Трубочкин, Юрий Бутусов, Евгений Князев, Евгений Писарев, Константин Райкин, Георгий Исаакян, Владимир Скворцов.  

Слова благодарности в адрес программы "Большие гастроли-онлайн" выразили участники в видео-приветствиях перед трансляциями. Среди них Сергей Самодов (директор Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова), Григорий Лифанов (художественный руководитель Екатеринбургского ТЮЗа), актёры Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А.А. Брянцева и целые коллективы региональных театров. Все они подчеркивают, что трансляция спектаклей, в условиях, когда все театры закрыты на карантин, помогает театрам и зрителям оставаться на связи, не прерывать творческое взаимодействие и организовывать культурный досуг.