Есть на Берлинале программа, в которой чего только не увидишь – порождения самых безумных режиссерских замыслов.

Эксперимент и квази-он-же. Художественная бравада и эклектика всех видов. И тому подобное. Здесь случаются открытия. Или не случаются. Называется эта выставка кинематографических затей «Форум». В этом году в «Форуме» представлен любопытный и по- настоящему расфуфыренный российский опус «Дочь рыбака», который сняла питерско-лондонская фэшн-фотограф Юлдус Бахтиозина. Знатоки отслеживают ее выставки в разных концах света, отмечают вкус к вышколенному жонглированию фольклорными клише.

Говорят, что сама режиссер называет свою стилистику своего фильма «татарское барокко».

Итак, панк-сказка про юных дамочек, которые штудируют курс по превращению в царевен. Все в кокошниках, и губы накрашены не вдоль, а поперек. Скажем так, лубок с ноготок. Коллаж-потеха. По большей мере наивная –для визуально образованного зрителя. Иной раз – со славной шуткой. Фэшн-виньетки льются как то вино из рукава Марьи-искусницы. Скоморошество на тему гендерных стереотипов и пост-советской символики. Строчки А.С.Пушкина и загримированные девичьи лики Рустама Хамдамова, изгибы Ренаты Литвиновой. Фактура и приемы, конечно, с богатейшего блошиного рынка. Но переместились на винтажный базар, где полинявшая юбочка и колотая брошка стоят уже не три рубля, а много-много рублей, потому что – потому что потому. Потому что это уже не юбочка из плюша, а Экспонат, который художник выставляет как материализацию своей памяти и воображения.

Приключения недо-квази-футуро-царевен, на самом деле, довольно смешные и познавательные. И своя милота в том, что это по-взрослому игрушечная киношечка (киночко и кошечка). Концептуальненькое искусствочко –ничего не поделаешь, нас стали атаковать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Однако, при всей кажущейся нелепице, у фильма, действительно, есть культурологический результат. Презентация поведенческой модели, активно ангажирующей и соблазняющей умы: желание играть в царскую власть, неограниченную и сверху - хоть с потолка - данную. Рефлексии на этот счет перспективны.

Кто-то написал вроде, что тут явлен фэшн-дадаизм. Звучит здорово и фонетически очень подходит к атласно-ярким визуальным крикам о «смене папиного нарратива» вкупе с самоаннигиляцией смыслов. Другое дело, что дада с его «ничего-ничего-ничего» и модные аксессуары (как материализация грез) вроде как бы взаимоуничтожаемы…

Может, подманить понятие фэшн-мема? Если оно окажется живучим…