IDFA-2019. Заметки о Международном фестиваль документального кино в Амстердаме.

Амстердамский фестиваль документалистики традиционно ставил перед собой социальные задачи самого широкого спектра – фильмы о влиянии политических стратегий на жизненную тактику людей, и строго наоборот – как люди уворачиваются от глобального давления, гипноза, психоза, цементируя стены вокруг своего частного бытия. Пожалуй, квинтэссенцией программ IDFA всегда были фильмы-наблюдения – кинороманы, которые авторы снимают неделями и годами. И дело здесь не в календарной длительности, а в пристальном взгляде. В своего рода джойсовщине – диалог, если он переворачивает жизнь героев, может длиться хоть целый час. А тающее в течение одной минуты мороженое в руке малышки может значить быстротечное таянье реальности. Простые метафоры. Скрупулезность подхода. Вот что принципиально.

Но в этом сезоне в общем фестивальном посыле, в общем потоке сюжетосложения, который двигается на нас с экранов, нечто неуловимо меняется – пока сложно понять, что именно. Фестиваль явно выходит на поле художественного творчества, предлагая авторам разного рода лаборатории, где будет создаваться кино будущего.

Прежде всего, программа DocLab – интерактивные проекты, выставки кибер-искусства, сеансы фильмов, созданных в технологии virtual reality, и интерактивное кино исключительно для смартфонов. «Счастливейшая из мыслей» Агнешки Польской – мир Земли до пермского вымирания, крупнейшей катастрофы биосферы – в производстве участвовал гамбургский планетарий. Альтернативная история высадки астронавтов на Луну – «В случае лунного крушения» Франчески Панетты и Холси Бургунда. Из хроникальных материалов создана версия крушения Apollo 11 с выступлением Ричарда Никсона. Mamelles Ancestrales («Вымя предков») о таинственном значении мегалитов в Сенегале и Гамбии – пользуясь своими видеоинсталяциями тут поработала Табита Резер, французская «киберхудожница и техно-политический врач-терапевт», как она формулируют свою личностную сущность.

Углубление в парадоксально репрезентирующие себя сущности. Новыми методами. Вот где-то здесь новейшая парадигма фестивальной исследовательской деятельности. Потому что Фестиваль – как организм – теперь уже не столько и далеко не только кинотеатр. И не только производственник и творец, но мятежный исследователь. В чем-то Жак Паганель, в чем-то – явно микро-кинематографический биолог. 

Здесь производят серьезное впечатление программы Re-releasing History («Перевыпуск Истории») и Creative Archives – конкурс работ, неожиданным образом использующих архивные материалы. Вот, Алан Берлинер несколько десятилетий вырезал из газеты New York Times бумажные квадратики – а теперь создает фильм «Письмо редактору», горюя о том, что власть бумаги закончилась – ее больше нет и не будет. Только антикварные читатели будут читать антикварные газеты. 

А также программа «IDFA на Cцене» - эта инновация (которая любопытным образом, впрочем, отсылает нас к авангардным сценическим затеям Сергея Эйзенштейна и не его одного в развеселые 1920-е) призвана дать возможность соединиться документалистике с перформансом разных жанров. Но не «жесткими стежками» – а по внутреннему смыслу.