Фестиваль будет проходить с 5 июня по 31 августа 2025.
С 5 июня по 31 августа в Центре современного искусства AZ/ART пройдет летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» — серия из девяти художественных проектов, в рамках которых авторы предлагают способы навигации в стремительно меняющемся мире. Это новый для институции формат коротких соло-выставок современных художников и творческих объединений: каждый месяц лета в трех залах AZ/ART будут открываться три параллельные экспозиции. Участники фестиваля: Платон Инфанте, Валерий Гриковский, Юлия Клопова и Лилия Педак, Елена Губанова и Иван Говорков, Апанди Магомедов, группа «Цветы Джонджоли», объединение «Хвойные», Михаил Рубанков, Ирина Корина. Куратор фестиваля — искусствовед Александр Дашевский.
Авторы исследуют, как художественное усилие может помочь преодолеть противоречия, обрести уверенность и найти новые формы сосуществования в условиях нестабильной повседневности. Представленные проекты отразят широкий спектр творческих решений вопроса: от насмешливых и утопических до демонстративно неэффективных и, напротив, конструктивных.
Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и ЦСИ AZ/ART:
«В июне 2025 года исполняется год Центру современного искусства AZ/ART на Маросейке. За это время наша новая музейная площадка стала экспериментальным центром притяжения, чередуя музыкальные проекты с коллективными и персональными выставками как современных нам художников, так и признанных мастеров старшего поколения. Летом 2025 года мы решили опробовать новый для нас формат Фестиваля — быстрой смены выставок девяти художников, объединенных темой познания мира с помощью различных инструментов и алгоритмов».
С 5 по 29 июня в рамках фестиваля-интенсива в разных залах AZ/ART одновременно покажут первые три проекта — «Несвязанные привязанности» Юлии Клоповой и Лилии Педак, «Минус-музей» Валерия Гриковского и «Инструментарий» Платона Инфанте.
«Несвязанные привязанности» — совместный проект Лилии Педак и Юлии Клоповой, матери и дочери, в котором керамика и текстиль становятся инструментами межпоколенческого диалога. Проект изначально возник не как выставочная инициатива, а как способ наладить коммуникацию и осмыслить отношения внутри семьи, и в итоге превратился в полноценную творческую коллаборацию двух равноправных авторов. Результатом стали панно, объекты и скульптуры, носящие женские имена — они рассказывают истории о судьбах и чувствах по обе стороны родственных связей. Фрагменты историй спрятаны буквально внутри скульптур — чтобы убедиться в этом, зрители смогут заглянуть туда с помощью эндоскопа.
«Минус-музей» Валерия Гриковского — это псевдонаучный художественный проект, в котором переплетаются биология, конспирология, суеверия и наивное коллекционирование. Работая от лица безумного ученого-систематизатора, художник создает инсталляции с случайными артефактами, мелочами — от минералов до жуков, от катышков до корешков. Проект не высмеивает науку, а показывает, как в сознании человека эпохи перемен уживаются научный метод и миф — сглаз и радиоактивность, телекинез и волновая теория света, гадание на таро и гравитационная сингулярность.
В проекте «Инструментарий» Платон Инфанте исследует единство цифрового и материального, отказываясь от привычной дихотомии «виртуальное / реальное». Его объекты — это привычные вещи, расширенные в виртуальное пространство без искажений: карандаш по-прежнему рисует, бумага шелестит, палочки стучат с деревянным звуком. Инфанте, в отличие от технологических алармистов, не видит в цифровой среде угрозу или мистику. Он рассматривает ее как равноправную материальной зону художественного действия и ответственности. Из-за этого его произведения часто приписывают к традиции tromp l’œil (обманка, зрительная иллюзия). Уместно это только в том смысле, что объект продолжается по ту сторону материальности и граница невидима глазу. Инсталляция «Инструментарий» с этой точки зрения выглядит как манифест: творческое усилие игнорирует экран, автор перестает думать о нем как о границе.
Александр Дашевский, куратор проекта:
«Фестиваль «Алгоритмы познания» — хорошо отрепетированный институциональный экспромт: частота открытий как в самоорганизации, подход по музейному основательный, выбор авторов – не банальный. Причин для появления такого формата несколько. Во-первых, хочется подумать о том, как эпоха перемен, в которую мы вступили, отражается в художественных языках и практиках, кого он высвечивает и переоценивает в истории искусства предыдущих десятилетий. Во-вторых, не до всех интересных и любимых художников получается дотянуться в формате большой индивидуальной выставки. Мимо проплывают великолепные серии, удивительные проекты, мощные повороты художественной мысли, и всегда обидно, когда в сверстанном выставочном плане не находится окна. Фестиваль позволяет большему количеству дорогих сердцу АZ/ART художников выступить с развернутыми высказываниями. И в-третьих, мы так еще не делали, но хотим попробовать!».
Следующая часть фестиваля-интенсива пройдет с 3 июля по 3 августа. В этот период для публики будут открыты выставки дуэта Елены Губановой и Ивана Говоркова, Апанди Магомедова, а также творческого объединения «Цветы Джонджоли».
Завершат фестиваль с 7 по 31 августа проекты объединения «Хвойные», Михаила Рубанкова и Ирины Кориной.
В рамках фестиваля-интенсива запланированы серия концертов, проведение экскурсий, авторских детских программ, издание буклета-путеводителя, а также выпуск сувенирной продукции.
Вход на фестиваль бесплатный по предварительной регистрации. Возрастной ценз: 12+.
Адрес: Центр современного искусства AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1