21 марта в столице состоялся круглый стол «Крупные мероприятия - двигатель экономики города», посвященный преимуществам развития событийного туризма и финансовой целесообразности проведения тематических фестивалей. В обсуждении приняли участие заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников, исполнительный директор Всемирной туристской организации при ООН Золтан Шомоги, организаторы крупных фестивалей за рубежом и представители туристического бизнеса.
Туризм по праву относят к одному из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового бизнеса. По данным Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO), за 3 года (с 2012 по 2014 годы) доходы от международного туризма выросли на 28,5%, достигнув отметки $1,5 трлн (за 2015 год статистики пока нет).
Это крайне важный аспект для экономики, подчеркнула вице-мэр Наталья Сергунина. Поступления в бюджет в дни крупных мероприятий увеличиваются за счет ярмарочной торговли; роста прибыли гостиниц, магазинов и предприятий общественного питания; использования посетителями фестиваля общественного транспорта; посещения ими театров, музеев, концертных залов и т.д.
«Фактически все сферы жизнедеятельности города так или иначе взаимодействуют с туристами. Наличие большого потока туристов увеличивает их оборот и, соответственно, позволяет городу через систему налогообложения получать определенные экономические преференции. Фестивали 2015 года принесли бюджету 2 млрд 719 млн рублей: 734 млн – прямые доходы, еще 1 млрд 985 млн рублей – опосредованные, через налогообложение. Жители ближайших регионов, приезжавшие на один день, без ночевки, тратили в среднем по 1 тыс. рублей в сутки, 10 тыс. рублей – когда они приезжали с ночевкой, 37 тыс. рублей тратили за время визита иностранцы», - рассказала Наталья Сергунина.
Городские фестивали - надежная платформа для развития бизнеса, а также для популяризации отечественных товаров.
«Такие мероприятия являются не только двигателем экономики, но и местом приложения труда для субъектов малого и среднего бизнеса. Это сфера услуг, питание, торговля. Они почувствовали на себе, в том числе в финансовом выражении, плюсы масштабных общегородских событий. Когда мы говорим о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, мы понимаем, что должно быть не просто прямое субсидирование из бюджета, а создание экосистемы, которая позволяла бы предпринимателям комфортно работать и зарабатывать», - отметила заместитель Мэра Москвы.
За прошедшие несколько лет в Москве сформировался устойчивый календарь общегородских сезонных фестивалей («Пасхальный дар», «Рыбная неделя», «Московская весна», «Московское лето. Фестиваль варенья», «Московская осень», «Путешествие в Рождество»), снискавших популярность и среди жителей, и среди гостей столицы. В сезоне 2015-2016 годов их аудитория составила от 5 до 10 млн человек.
В целом же событийный календарь столицы включает более 150 мероприятий, сообщил руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Владимир Черников. В своем выступлении он, в частности, обратил внимание на огромный интерес к российской столице со стороны путешественников из Китая: «Огромное количество китайских туристов, около $200 млрд они оставляют во всем мире. Нам очень приятно, что в Москве в прошлом году они оставили более $1 млрд долларов. Конечно же, наша задача в том, чтобы туристов, в том числе и из Китая, стало больше. У нас для этого есть все возможности, и мы постараемся в этой, если хотите, борьбе за туриста победить».
Событийный туризм сейчас стремительно набирает популярность. Крупные тематические мероприятия (световые и гастрономические фестивали, карнавалы, фестивали кино и искусств) привлекают все больше путешественников из разных стран. В число признанных лидеров в этой области входит и Москва. Достаточно вспомнить недавний фестиваль «Путешествие в Рождество», который стал самым масштабным и одним из самых посещаемых в Европе.
«В последнее время столица замечательно преобразилась. Создание комфортных условий для жизни означает создание комфортных условий для туристов и наоборот. Когда расширяются тротуары, создаются новые предприятия общественного питания, открываются гостиницы, тем самым делается огромный рывок в развитии экономики города. Показателем огромного увеличения интереса к событийному туризму в Москве является посещаемость фестивалей. Миллионы людей приезжают в Москву, чтобы посмотреть на эти замечательные событийные мероприятия», - заявил в ходе круглого стола руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
Говоря о развитии событийного туризма, он также сделал акцент на его экономической составляющей.
«Развитие туризма приводит к развитию более чем 50 отраслей народного хозяйства, растет внутренний валовый продукт, создаются новые рабочие места, развивается малый и средний бизнес, увеличиваются налоговые поступления, улучшается качество жизни местного населения», - сказал глава Ростуризма.
У туристического бизнеса есть огромный потенциал, уверен исполнительный директор Всемирной туристской организации при ООН Золтан Шомоги. По его словам, общее количество туристических поездок в год вскоре может достигнуть 1,5 млрд: «На сегодняшний день туризм представляет 10% мирового ВВП (один из самых больших показателей), каждое одиннадцатое рабочее место – это рабочее место в сфере туризма. В 2015 году всемирный туризм вырос на 4,4% и достиг цифры 1,2 млрд международных пересечений границ с туристской целью. Мы приближаемся к цифре 1,5 млрд. По прогнозу ООН, городское население во всем мире к 2030 году возрастет на 60%. Таким образом, городской туризм, связанный, в том числе с крупными событиями, будет оказывать еще большее влияние как на экономику городов, так и мировую экономику в целом».
Кроме того, Золтан Шомоги перечислил пять основных преимуществ, связанных с событийным туризмом. В первую очередь – качественное изменение инфраструктуры, преображающее лицо города. Второе – экономический рост: создание дополнительных временных и новых постоянных рабочих мест. Третий пункт – позитивное влияние крупных мероприятий на имидж города. Четвертое – появление у населения чувства гордости за свой город, за свою страну, что благоприятно сказывается на социальной обстановке. Пятый фактор – фактор надсезонности. Туризм – сезонная отрасль, есть высокие и низкие сезоны. И превращение города в круглосезонное место посещения – одна из важнейших задач.
Своим опытом в ходе крупного стола поделились и организаторы крупных фестивалей за рубежом. Мигель Санфелиу, партнер компании Socarrat Studio, занимающейся организацией и продвижением фестивалей в испанском регионе Валенсии, рассказал о проводимой ежегодно битве помидорами – «Томатина» (La Tomatina). Событие ведет свою историю с 1945 года и ныне привлекает в город Буньоль со скромным 9-тысячным населением до 50 тыс. путешественников.
«Население Буньоля составляет 9 тысяч человек, а приезжает 50 тысяч туристов со всего мира. Из России в настоящий момент приезжает 1,16% наших гостей. Бюджет, который расходуется на фестиваль, составляет €95 тыс. А в местной торговле мы зарабатываем где-то €3 млн - на продаже сувенирной продукции, еды, напитков и т.д. Причем это не единственный источник доходов от нашего фестиваля: мы получаем деньги от рекламы и спонсоров» - поведал Мигель Санфелиу.
Ближайшее московское крупное общегородское событие - фестиваль «Московская весна» - пройдет с 22 апреля по 9 мая. Для посетителей откроется 26 ярмарочных площадок по всему городу. Об этом сообщил заместитель руководителя столичного Департамента торговли и услуг Денис Косторной: «В этом году фестиваль посвящен «Историям замечательных людей». У каждой площадки будет своя тематика и оформление. Условно все они объединяются в единый маршрут протяженностью около 10 км. Нить времен протянется от жития былинных героев и их подвигов до россиян XX столетия, прославивших нашу страну в различных областях знаний. Всего на ярмарках мы планируем установить 300 шале, которые займут торговые предприятия, рестораны Москвы, анимация и мастер-классы».