В последнее время достижения столичных школ в международных исследованиях, олимпиадах, ЕГЭ привлекают все больше внимания со стороны российских и зарубежных экспертов. Так, значительно улучшились результаты московских учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников: в этом году на заключительном этапе они завоевали 817 дипломов и заняли 44% призовых мест.
Победителей и призеров этого престижного интеллектуального соревнования подготовили 222 школы, что составляет больше трети от всех организаций общего образования города.
Одна из причин такого успеха, по мнению специалистов, заключается в том, что первый этап Всероссийской олимпиады, начиная с 2013-2014 учебного года, стал проходить в каждой московской школе. Таким образом, отбор учащихся значительно расширился.
Не могут не радовать и достижения столичных учащихся в международном рейтинге образовательных систем PISA, по итогам которого в 2016 году юные москвичи заняли 6-е место, войдя в десятку мировых лидеров. При этом участие в исследовании принимали учащиеся всех школ города, и большого разрыва между результатами ведущих и обычных школ отмечено не было.
Заместитель руководителя московского Департамента образования Александр Молотков назвал несколько факторов, обеспечивающих успешность московской системы образования.
Во-первых, это доступность качественного общего образования, начиная с дошкольной ступени. Так, за последние 7 лет численность дошкольников увеличилась в полтора раза, все дети от 3 до 7 лет получают места в детских садах. Упростилась и процедура записи в первые классы школ. Все это стало возможным благодаря созданию образовательных комплексов, включающих детские сады, выпускники которых по желанию родителей автоматически зачисляются в школы того или иного комплекса.
Во-вторых, и детские сады, и школы, расположенные в разных районах мегаполиса, предлагают учащимся широкий спектр программ, что дает родителям возможность выбрать школу рядом с домом, а не возить ребенка на другой конец города.
В-третьих, произошло выравнивание финансовых возможностей школ, которые теперь получают средства в зависимости не от статуса, а от количества учащихся.
По мнению директора Городского методического центра Департамента образования г. Москвы Марианны Лебедевой, значительную роль в успешном развитии столичных школ играют современные цифровые технологии. С 1 сентября 2016 года стартовал проект «Московская электронная школа», в рамках которого создана общегородская библиотека электронных образовательных материалов, которая включает художественную и учебную литературу, цифровые сценарии уроков, тесты. Отметила она и роль общегородских проектов — таких, например, как «Развитие предпрофессионального образования», задача которого — организация профильных классов на основе партнерства школ с ведущими столичными вузами, предприятиями, НИИ.
Так создаются кадетские, медицинские, инженерные классы. Большой популярностью пользуется «Курчатовский проект», которым руководит президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Подготовка будущих ученых ведется в рамках проекта «Академический класс в московских школах», в котором принимают участие специалисты Федерального агентства научных организаций (ФАНО).
Руководители московских школ положительно отозвались об этих проектах. Так, директор школы №827 Наталья Огородникова считает, что предпрофессиональные классы задают очень высокую планку и предъявляют жесткие требования по отношению к педагогам и учащимся. Но иначе и быть не может в условиях, когда перед системой общего образования стоит задача подготовить высококлассных специалистов для ведущих отраслей экономики.
И если раньше профильные старшие классы на базе школ действовали сами по себе и зависели от возможностей педагогов, то теперь благодаря ресурсам мегаполиса они обучают ребят по единым стандартам и включены в единое образовательное пространство города.
Директор школы №1950 Екатерина Паршина рассказала о том, что на базе этого учебного заведения действует медицинский класс под руководством Первого медицинского университета им. И.М. Сеченова. Выпускники этого класса сдают предпрофессиональный экзамен, на котором они демонстрируют полученные ими за время обучения теоретические и практические навыки, и лучшие из лучших принимаются на целевые места в профильный вуз. Большую роль в формировании учащихся, по мнению директоров, играет проект «Университетские субботы»: он проводится на базе вузов и ресурсных центров и позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и повысить квалификацию учителей.
Всего в рамках проекта ««Университетские субботы» было проведено 2000 мероприятий (семинаров, лекций, практических и лабораторных работ) на базе 57 вузов.
Директор школы №444 Павел Северинец с гордостью констатировал тот факт, что 10 учащихся школы дошли до заключительного этапа Всероссийской олимпиады: трое из них стали победителями, четверо — призерами, причем в числе последних оказался семиклассник, который сумел справиться с очень сложными заданиями, рассчитанными на старшеклассников. Секрет успеха, по мнению Павла Северинца, заключается в том, что в Москве организована единая система подготовки команды участников Всероссийской олимпиады школьников, которая реализуется в рамках проекта «Кружок от чемпиона». Суть его в том, что подготовкой школьников занимаются выпускники школ, в недавнем прошлом победители Всероссийской олимпиады.
В целом, директора столичных школ пришли к общему выводу о том, что достижения московской системы образования обусловлены уникальной мобилизацией всех городских ресурсов — интеллектуальных, организационных, материальных.
Руководитель Московского департамента образования Исаак Калина убежден: главным фактором успеха является то, что в центре системы образования находятся интересы ученика. Поэтому в Москве не могут возникнуть такие ситуации, как пересдача ЕГЭ учащимися в резервные дни по вине организаторов, нарушивших порядок проведения экзаменов (подобных случаев в регионах немало).
Невозможна по определению и такая ситуация, которая спровоцировала скандал в республике Адыгея, связанный с незаслуженным вручением золотой медали одной из выпускниц. «Охранной грамотой» от подобных инцидентов, по словам Исаака Калины, является так называемая «московская золотая медаль», для получения которой требуются не только отличные оценки по всем школьным предметам, но и победа во Всероссийской олимпиаде школьников или не менее 220 баллов по трем предметам ЕГЭ.
Завершая пресс-конференцию, руководитель Департамента образования Исаак Калина подчеркнул: «Мы наконец-то создаем школы, в которых у разных детей есть общее детство, когда в стенах одной школы полезно и результативно обучаются ребята с разными интересами. Пока еще московская система образования только начинает давать блестящие результаты, ее ресурсы еще очень велики».
Источник: http://eurekanet.ru/ewww/promo/26770.html