1 января 2020 года вступили в силу положения федерального закона «Об ответственном обращении с животными», которые призваны отрегулировать подходы к организации работы с животными в соответствии с принципами гуманного и ответственного обращения с ними.

О готовности общества к вступлению закона, об оценке уровня культуры отношения к животным, степени комфортности городской среды и готовности граждан помогать животным лично рассказывают результаты опроса общественного мнения, проведенного «Левада-Центром» по заказу эксперта в области питания и ухода за домашними питомцами бренда PURINA. Полученные в ходе исследования данные были впервые озвучены в рамках круглого стола «Вместе ради перемен», прошедшего в декабре 2019 года при участии представителей организаций и фондов, работающих в сфере защиты животных, ветеринарного сообщества, органов власти. 

Исследование «Развитие культуры ответственного отношения к домашним животным в России» проводилось в период со 2 по 20 ноября 2019 года, в нем приняли участие 1003 респондента в возрасте от 18 до 65 лет из шести российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Челябинска и Новосибирска). 

Кого содержат россияне  

Исследование показало, что домашние животные есть у 59% жителей крупных городов. Более того, около 30% хозяев содержат в настоящий момент более одного вида питомцев. Среди владельцев кошек и/или собак 77% содержат кошек, 44% – собак, 11% имеет дома и кошек, и собак, а у 4%, также есть и другие домашние животные (птицы, грызуны, рыбки). При этом чаще всего питомец появлялся в семье в результате пристройства в «добрые руки» (47%), с улицы (32%) или из питомника (20%).  

Оценка развития культуры ответственного отношения к питомцам  

В то время как 70% участников опроса характеризуют отношение к животным в России как ответственное, 28% оценивают его в негативном ключе.  

В качестве обязательных аспектов ответственного содержания респонденты назвали удовлетворение основных потребностей животных. Прежде всего, это выгул собак (95%), ответственность за питомца независимо от изменения обстоятельств (94%), обеспечение безопасной среды (83%), отказ от физических наказаний, уход за внешним видом и регулярное посещение ветврача (79%, 78% и 74% соответственно). Кроме того, 63% указали на необходимость проводить время со своим питомцем, 62% уверены, что помимо этого, нужно также заниматься его дрессировкой, для 60% важно, чтобы домашний любимец не оставался один во время отъезда, а 59% приоритетным считают кормление домашних животных с учетом рекомендаций специалистов.   

При этом основные проблемы, с которыми, по мнению участников опроса, сталкивается наше общество, связаны с нарушением этих принципов. Чаще всего респонденты отмечали безответственное отношение к заведению и содержанию домашних животных (51%), жестокое обращение с ними (50%), отсутствие в обществе сформированной культуры содержания домашних животных (48%) и халатное отношение к здоровью питомца (39%). 38% респондентов также отметили недостаточный уровень поддержки приютов, из-за чего животные могут содержаться в плохих условиях. 

Решить часть существующих проблем могло бы обучение людей и в первую очередь детей правилам обращения с животными. О необходимости учить детей ответственному отношению к животным заявили почти все респонденты (99%). 

Городская среда, комфортная для питомцев: есть над чем работать  

К общему мнению относительно комфортности городской среды для проживания с кошками/собаками участники исследования не пришли: примерно половина считает существующую инфраструктуру скорее или совершенно некомфортной (47%), а другая половина оценивает ее как скорее или совершенно комфортную (50%). Тем не менее, есть ряд проблем, с которыми сталкивался каждый второй городской житель. Самыми острыми из них (и требующими скорейшего решения) являются нехватка мест для выгула собак (так считают 51% опрошенных), выгул агрессивных собак без намордника (47%) и высокая стоимость ветеринарных услуг (44%). 

Мнение о государственной политике в отношении ответственного обращения с животными 

В ходе исследования выяснилось, что среди владельцев кошек/собак гораздо больше тех, кто слышал о вступлении в силу положений Федерального закона «Об ответственном обращении с животными». В курсе изменений в законодательстве оказались в общей сложности 47% хозяев питомцев. Среди горожан, у которых кошек/собак нет, утвердительный ответ дали только 37% участников.  

В большей степени осведомленные респонденты согласны с тем, что введение этих положений изменит ситуацию в лучшую сторону. Так, 94% уверены, что «требование выгуливать опасных собак в наморднике и на поводке позволит не бояться таких собак на улице». 91% согласны, что «введение уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, снизит количество таких случаев». 90% считают, что «такой закон поспособствует развитию более ответственного подхода к содержанию животных», а с тем, что «программа ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат) – гуманное решение ситуации с безнадзорными животными» согласились 84% респондентов. 

Отдельный пункт исследования был посвящен решению проблемы безнадзорных животных, которая актуальна для многих городов России. Текущие мероприятия по ее решению респонденты считают неэффективными – только 18% горожан убеждены, что этих мер достаточно. В то же время 33% не видят, приносят ли эти программы какие-либо результаты, а 39% уверены, что таким образом позитивных изменений добиться не удастся. Структура ответов незначительно меняется в зависимости от места проведения опроса.  

Около 30% жителей городов-миллионников считают, что ответственность за решение проблемы безнадзорных животных в первую очередь должна лежать на плечах государства. Еще 16% убеждены, что здесь также необходим личный вклад каждого россиянина. Однако подавляющее большинство (54%) участников уверены, что это очень сложная и многоаспектная задача, требующая консолидации усилий органов федеральной и региональной власти, общественных организаций, представителей бизнеса, любителей животных. Каждая сторона может использовать для решения проблемы собственные ресурсы, опыт и экспертизу. От федеральных и муниципальных властей, например, ожидают поддержки приютов для животных – о том, что государству нужно работать именно в этом направлении, сказали 92% участников исследования. 

Готовы ли россияне помогать животным лично 

Опрос показал, что жители крупных городов России, в целом, готовы помогать питомцам, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Те, у кого есть домашние животные, делают это чаще: 79% опрошенных подкармливали уличных животных, 53% брали собак или кошек с улицы, 40% помогали пристроить животное в «добрые руки», 26% оказывали поддержку приютам. Респонденты, у которых собак/кошек нет, значительно реже говорили, что занимались подобными вещами (70%, 28%, 24% и 13% соответственно). 

«Результаты исследования доказывают, что россияне любят домашних питомцев, готовы оказывать поддержку животным, оказавшимся на улице, и участвовать в решении социальных задач. Нужно продолжать создавать для этого соответствующие условия: совершенствовать законодательную базу, развивать государственную поддержку проектов, обучать детей и взрослых ответственному обращению с питомцами, больше рассказывать о работе приютов. Как показывает опрос, социальные проекты PURINA, такие как школьная программа об ответственном отношении к животным “Мы – твои друзья” (www.pet-school.ru)онлайн-проект “Друг для Друга” по поиску хозяев для животных из приютов (www.friendforpet.ru) и многие другие, актуальны и важны для российского общества, и мы продолжим работать над их развитием», – говорит руководитель управления по корпоративным коммуникациям «Нестле Пурина ПетКер» в России и СНГ Виктория Васякина

В 2016 году Purina запустила европейскую инициативу «Пурина в обществе», призванную сделать мир более открытым и комфортным для питомцев. Компания взяла на себя 10 социальных обязательств, в числе которых содействие поиску хозяев для бездомных животных, проведение образовательных программ для детей об ответственном отношении к питомцам, продвижение инициативы «Домашние животные на рабочем месте» и лидерство в научных исследованиях в области здоровья домашних животных. Для выполнения обязательств бренд Purina реализует такие проекты, как школьная программа для учащихся начальной школы об ответственном отношении к питомцам «Мы – твои друзья», которая за три учебных года (включая текущий год) охватит более 372 000 детей в 27 регионах России, онлайн-сервис «Друг для друга» (Friendforpet.ru), который помогает людям и питомцам из приюта найти друг друга, онлайн платформа для любителей домашних животных Питомцы Mail.ru, выставки по пристройству приютских животных в партнерстве с благотворительными фондами, с помощью которых свой дом нашли более 3000 кошек и собак, и спецпроект с Яндекс «Поиск пропавших животных», позволяющий оперативно донести информацию о потерянном или найденном животном до людей, которые реально могут помочь, и многие другие проекты.