На ум приходят игрушки, вещи, которые нужно отдать и обогреть. Однако таким ребятам нужны вовсе не вещи.

Фото: pixabay

Как помочь детям в детском доме? На ум приходят игрушки, вещи, которые нужно отдать и обогреть. Однако таким ребятам нужны вовсе не вещи. А их реальные проблемы исходят от убеждений и привычек, сформированных в учреждении. Вместе с фондом «Дела семейные» разбираемся, с какими трудностями и открытиями сталкиваются выпускники детских домов на самом деле.

Своим опытом и мнением поделилась одна из подопечных фонда, 20-летняя Аня. Кратко об истории Ани:

С раннего возраста девушка жила в опасных для жизни условиях, часто голодала. Взрослые рядом вели себя аморально, злоупотребляли алкоголем и водили в дом посторонних. Так что девочка часто гуляла одна, чтобы уйти от пьянок и скандалов, столкнулась с травлей в школе и домогательствами в возрасте 8-9 лет. Когда в семью пришли органы опеки, старший брат сам попросил, чтобы их забрали в приют. В итоге с 11 до 18 лет Аня прожила в детском доме. Мать и бабушка за это время умерли от алкоголизма, о судьбе отца неизвестно. Девушка с братом вернулась в квартиру своих родителей, где живут и сейчас.

Открытие 1: деньги, даже большие, заканчиваются

С безденежьем прямо после выпуска воспитанники детских домов не сталкиваются: во время их пребывания в учреждении пособия от государства копятся на специальных банковских счетах.

Однако навыка обращаться с деньгами у ребят нет: на карманные расходы они не получают, не ходят в магазин или не наблюдают пример родителей. Зато получают долгожданную свободу и в итоге накопленную сумму могут потратить за считанные недели. К тому же, ребята крайне доверчивы к мошенникам и предложениям лёгкого заработка в казино или на ставках.

«Для меня деньги были чем-то, чего я особо не понимала. Я в основном их поначалу только тратила и не работала, чтобы себя как-то обеспечить. Но до казино или ограблений не дошло — у меня просто была апатия. Сейчас, когда уже стала зарабатывать, конечно, другое понимание и хочется увеличивать свой доход самой», — рассказала Анна.

Выходом может стать работа с наставниками в учреждении, которые смогут научить обращаться с деньгами, либо уже после выпуска. Также помогают профессионально разработанные образовательные программы по финансовой грамотности и кибербезопасности.

Открытие 2: быт приходится вести самому

До совершеннолетия все бытовые хлопоты в детдоме берут на себя его сотрудники. Потому ребята не стирают, убирают и не готовят себе. Не говоря о ремонте. После выпуска необходимость делать все это самому приводит многих ребят в растерянность.

Еще один важный вопрос — это новые и непонятные документы в виде платежек ЖКУ, работе с МФЦ или получении пособий. Решить вопрос может помочь наставник, которые сможет разъяснить, как быть самостоятельным в быту и поддержать, если возникнут трудности.

«Я росла в тех условиях, когда дома было невыносимо. Потому, когда мне исполнилось 18 и я переехала в нашу семейную квартиру с братом, быт для меня был чем-то далеким и ненужным. Я стала вести в основном ночной образ жизни, из дома почти не выходила, была ко всему безразлична. Сейчас все уже гораздо лучше, ну и появились деньги, чтобы сделать ремонт. Дом потихоньку перестал для меня быть чужим и таким, каким я его помнила благодаря этому», — рассказала Аня.

Открытие 3: вуз, творчество и IT — не для меня

В общеобразовательных школах возможности индивидуально заниматься с каждым учеником у учителей нет. Контролировать учебный процесс и успехи ребенка не будут и воспитатели. Потому даже способные дети редко могут развить свои таланты без посторонней помощи.  Кроме того, одной из основных перспектив воспитанников детских домов становятся техникумы и колледжи. А творческие или сложные технические профессии остаются для них закрытыми из-за внушенной неуверенности.

Развеять страхи об образовании помогают профориентационные программы, которые начинают проводить в детских домах России. К тому же, в рамках таких программ с ребятами могут общаться профессионалы своей отрасли, которые становятся отличным мотиватором.

«В школе меня долго дразнили, особенно сильно после того, как я сломала ногу и нашу семью показали по телевизору, выставив все не в том свете. Я к учебе очень охладела и знала, что в вуз не поступлю, это — не для меня. Так что окончила ПТУ по специальности маляр – штукатур. Хотя сейчас читаю гораздо больше и понимаю, что была способна на большее изначально», — рассказала Анна.

Открытие 4: работать — значит трудиться

Многие воспитанники детских домов не приучены к труду (речь не только о домашних обязанностях, но и о самодисциплине). В них не формируется ответственность, а соответственно, и нет внутренней уверенности в своих силах. Потому ребята часто сдаются, даже не попробовав какую-то профессию или хотя бы обучение, чтобы получить работу, о которой мечтают.

Здесь помощь может строиться не в самом учреждении, а непосредственно на работе или профобучении. Значимым взрослым в этом случае становится ментор-наставник, который познакомит с рабочим процессом и даст право на ошибку. 

«Работа для меня вообще была чем-то ненужным и нежеланным. Зачем? Но когда я уже стала понимать, куда меня засасывает, обратилась в фонд. Постепенно интерес проснулся, я устроилась администратором в одну из клиник Москвы, стала зарабатывать нормально. Хватило даже на то, чтобы поехать в путешествие», — поделилась Аня.

Открытие 5: ты остаешься один

Этот пункт связан со всеми другими напрямую. Именно потому, что после выпуска из детского дома любое официальное сопровождение человека прекращается, появляется это чувство потерянности и беспомощности. Раньше вокруг постоянно были люди, с которыми можно поговорить (и даже подраться) или к кому обратиться за решением проблемы. Общество не дает ту поддержку, которую ребенок получает в семье. И в итоге он остается один на один со своими бытовыми, финансовыми и эмоциональными проблемами.

«То, в каком состоянии я была после выпуска, мало назвать плачевным. У меня была очень сильная тревожность, апатия, нежелание жить и вообще мир был мне не интересен. Я нашла себе компанию, которую обычно называют «плохими» и сама начала деструктивить с ними. К тому же, заработала расстройство пищевого поведения. Благодаря работе с психологами, срывы у меня стали куда реже», — делится Анна.

Именно поэтому фонд «Дела семейные» запустил в свое время программу для выпускников детских государственных интернатных учреждений. Она успешно помогает «быстро взрослеющим детям» освоиться в жизни, дает поддержку и помогает стать увереннее в своих силах. Прежде всего, поддержка направлена на работу с психологическим и социальным стрессом. Специалисты предлагают разные форматы поддержки: от наставничества, групповых и индивидуальных тренингов до выездов, мастер-классов и разговорных клубов.

По программе «Выпускницы детских домов» Анна получает комплексную психологическую помощь уже больше года. За это время она поучаствовала в групповых тренингах и мероприятиях, получает консультации, когда ей необходимо.

«Сейчас мы прорабатываем и анализируем мои детские травмы и ситуации, которые когда-либо меня ранили. В итоге жить стало куда легче, я даже круг общения поменяла, потому что больше не хочу жить так, как жила. Стала по-другому питаться, спать лучше. И читать больше, это тоже очень помогает понять, что жизнь не настолько неинтересна и плоха».

Вы можете существенно улучшить качество жизни таких ребят и помочь в развитии и финансировании программыhttps://delasemeynye.ru/kak-i-komu-pomogaem/programma-pomoshhi-vypusknikam/