Чаще всего москвичи оценивают свой уровень владения технологиями на 4 балла (37%) из 5 возможных, на удовлетворительную оценку пришлось 32%, а на самую низкую оценку — 7,7%, 15% оценили свои знания в этой области на «отлично».

Фото: pixabay

Лишь 23% опрошенных жителей Москвы и Московской области уверенно взаимодействуют с инновационными инструментами, 29% — время от времени чувствуют недостаток знаний и навыков в этой области. Остальные 48% считают, что разбираются в технологиях хуже своих знакомых. Такие результаты показало исследование* цифровой грамотности россиян, проведенное онлайн-кампусом НИУ ВШЭ в рамках запуска технологического портала «Вышка.Тех».

Чаще всего москвичи оценивают свой уровень владения технологиями на 4 балла (37%) из 5 возможных, на удовлетворительную оценку пришлось 32%, а на самую низкую оценку — 7,7%, 15% оценили свои знания в этой области на «отлично». Информацию о новшествах они черпают от семьи, коллег и друзей (30%), а также узнают ее благодаря новостным сайтам (21%), социальным сетям (12%), различным курсам, вебинарам (11%) и образовательным платформам от компаний, онлайн-школ, вузов (11%).

Среди уже имеющихся навыков практически половина опрошенных выделяет уверенное пользование офисными программами (48%), использование нейросетей для решения личных и рабочих задач (29%), облачными хранилищами (26%), создание сайтов (13%), ведение цифровых баз данных (12%)**. Говоря о частоте взаимодействия с технологиями, 50% сообщают, что обращаются к ним каждый день, 18% — несколько раз в неделю, а 9% — крайне редко. Их применяют для автоматизации рабочих процессов (20%), для решения бытовых задач (19%), обучения (18%), развлечения (14%).

Более половины (58%) считают, что технологическая грамотность необходима для комфортной жизни в современном мире. Также 57% опрошенных хотели бы повысить свой уровень, тогда как 43% считают, что уже обладают достаточными компетенциями и не видят необходимости в дальнейшем обучении. Помимо этого, москвичи и жители области хотели бы обучиться более эффективному использованию нейросетей для решения рабочих или бизнес-задач (33%), базовому программированию (22%), работе с Big Data (16%), веб-дизайну (15%), написанию и настройке чат-ботов (14%), продвинутому программированию (10%)**. Их мотивируют требования рынка труда (29%), желание не отставать от времени (22%), примеры друзей и коллег (22%), личное любопытство (по 21%), а также помощь технологий в автоматизации рабочих процессов (17%)**.

Повышать цифровую грамотность москвичам мешает нехватка времени (39%) и мотивации (18%). Помимо этого, респонденты отмечают сложность технологий (16%), поиска структурной информации (15%), а также страх не понять обучающий материал (14%) и боязнь нового (13%). Еще 12% отмечают, что проблемой является отсутствие единой базы знаний. 

Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ: «Действительно, информации о технологиях очень много, и это усложняет получение системных и достоверных знаний. Мы видим растущий интерес как к бесплатным, так и к платным образовательным материалам на тему технологического лидерства и работы с данными, нейросетями. Все это подтолкнуло нас к запуску единого портала с экспертизой научного сообщества про технологии и инновации».

Аналитики выяснили уровень осведомленности жителей Москвы и области о применении новых  технологий в различных областях. Так, 30% осведомлены, что их используют в государственном управлении, развитии городской инфраструктуры и финансовом секторе (по 22%), а также в логистике и промышленности (по 17%).  Только 13% уверены, что они используются во всех секторах. Меньше всего респонденты знают об интеграции инновационных инструментов в науку (3%) и юриспруденцию (3%)**.

Методология

*Опрос проведен среди 1283 респондентов в возрасте от 18 лет. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования.
**Вопрос предполагал множественный выбор, указаны наиболее популярные ответы респондентов